Рукопись сказки Алексея Михайловича Ремизова «Тулумбас» с приложением письма, касающегося ее продажи, двадцати акварелей и коллажей. Париж, 1935-1936. 7 листов рукописного текста, 20 листов иллюстраций, 20 листов машинописи. 33×25 см. На русском, французском и немецком языках.

В марте 1936 года Ремизов пишет некоей мадемуазель Бонер: «Ввиду вашего молчания я понимаю, что мои иллюстрированные рукописи не имеют успеха. Я все время жду хороших новостей по вашей части. К сожалению, их нет.

Если вы считаете, что нет никакой надежды их продать, напишите мне день и час, когда я мог бы прийти и забрать их».

Впервые сказка была опубликована в первом номере «Записок мечтателей» за 1919 год. Сведений о позднейших публикациях сказки нами найдено не было. Тексту «Тулумбаса» предшествует список иллюстраций в рукописи, также написанный Ремизовым: «Тулумбас — скоморошья музыка, по музыке и картинки». Каждая акварель имеет самостоятельное художественное значение. Среди картинок: «Сказка, как свиньи обманули чорта», «Артамошка из сказки о Зайке — „Посолонь“», «Облитый сзади керосином из окна: „Караул“!», «Зачарованный фарфоровый город» — всего 20 рисунков.

Машинопись — перевод сказки и списка иллюстраций на немецкий язык и пояснения к ним.

«Царствовал царь на царстве, на ровном месте, как сыр на скатерти. Охотник был царь сказок послушать. И дал царь по царству указ, чтобы сказку сказали, которой никто не слыхивал: „За то, кто скажет, полцарства отдам и царевну“. Полцарства и царевну! Да такой сказки сказать никто не находится.

Был у царя ухарец — большой скоморох — плохи были дела, стали гнать скоморохов и сидел скоморох с голытьбой в кабаке. Сидел скоморох в кабаке, крест пропивал.

— Что ж, Лексей, — говорят скомороху. — Иль не хочешь на царской дочке жениться? — подымают на смех, гогочут (...)».

На протяжении долгих лет эмиграции Ремизов не мог найти издателя своим книгам. Как говорил сам Алексей Михайлович, "18 лет не мог найти издателя. Последняя моя книга "Образ Николая Чудотворца«в 1931 году, и только в 1949-м — «Пляшущий Демон»«. Именно по этой причине писатель обратился к созданию и оформлению рукописных альбомов, каждый из которых уникален. «Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно» - говорил Юрий Анненков.

Рукописный памятник эпохи заката русского символизма. В открытой продаже на российском антикварном рынке подобных книг-альбомов Алексея Ремизова до настоящего момента представлено не было. Представляет исключительную коллекционную ценность музейного уровня.

Эстимейт: 3 000 000 – 3 500 000 руб.
Цена продажи: 9 500 000 руб.