Тарелка «Государственное издательство: Знание рвёт цепи рабства». СССР, ГФЗ. Автор А.В. Щекатихина-Потоцкая. 1921.

Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 23,5 см.

Марки: зеленая подглазурная «Н.II.1906» под императорской короной перечеркнута синим крестом; синяя надглазурная «серп и молот и шестеренка» над годом «1921»; синяя надглазурная монограмма автора «АЩ»; на лицевой стороне красная надглазурная монограмма автора «А.Щ.».

Сохранность: в идеальном состоянии, маленькая технологическая трещина.

Экспертное заключение И.П. Поповой, специалиста по русскому фарфору XVIII-ХХ веков, автора книги «Государственный фарфоровый завод, 1904-1944», СПб, 2005.

Тарелка «Государственное издательство: Знание рвёт цепи рабства» относится к серии тарелок, выпущенных в 1921 году на Государственном фарфоровом заводе по заказу Гослитиздата. А.В. Щекатихина-Потоцкая была одним из авторов, создававшим эскизы росписей по этому заказу.

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892–1967) — выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства первой трети ХХ столетия, также график, живописец, сценограф. В 1908–1915 годах училась в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге у Н.К. Рериха и И.Я. Билибина. В 1910 году вместе со своей школьной подругой Марией Лебедевой путешествовала по Северу России. В годы учебы занималась росписями церкви в Талашкино. С 1912 года начала работать в области театрально-декорационного искусства. В 1913 году совершила поездку по Европе: посетила Грецию, Италию, Францию. В Париже занималась в Академии Поля Рансона под руководством М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серюзье. С 1915 года принимала участие в выставках «Мира искусства». В 1918–1923 годах работала на Государственном Фарфоровом заводе в Петрограде. Наибольшую известность принес художнице агитационный фарфор. С 1923–1925 годы вместе с Билибиным путешествовала по Египту, Эфиопии, Сирии, Палестине. Создала в Египте серию фарфоровых изделий на восточные темы. В августе 1925 вместе с Билибиным и сыном поселилась в Париже. В 1926 году в галерее Дрюэ прошла ее первая персональная выставка. В 1926–1934 годах ежегодно экспонировала свои работы в Осеннем салоне в Париже, в 1931 — в салоне Тюильри. Приняла участие в последней выставке «Мира искусства» в галерее Бернхейма. В 1925 году фарфор Щекатихиной-Потоцкой выставлялся в советском отделе Международной выставки художественно-декоративного искусства в Париже и был отмечен почетной медалью. В 1936 году вместе с Билибиным и сыном вернулась в СССР, возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе под руководством Н. М. Суетина. Произведения художницы находятся во многих частных и музейных собраниях в России и за рубежом, в частности в ГРМ, Государственном Эрмитаже, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина.

Эстимейт: 1 руб.
Цена продажи: 1 500 000 руб.