[Известен лишь в нескольких экземплярах] Венецианов, А.Г. Литографированный портрет Н.В. Гоголя. [1834]. Бумага, литография. 1 л. 18,9×14,2 см. Под изображением перевернутая литографированная подпись художника: «Венецианов 1834». На обороте листа круглый штемпельный экслибрис: «Собрание АБ СПб».

Один из первых прижизненных портретов Н.В. Гоголя (1809-1852), самый первый литографированный портрет писателя, известный в считанном количестве экземпляров.

С момента создания портрета и на протяжении нескольких десятилетий о существовании литографии знали, но редко кто ее видел за малочисленностью экземпляров. Заново «открыл» портрет молодого Гоголя и впервые его опубликовал П.А. Ефремов в 1878 г. Данного литографированного портрета нет во многих крупнейших музейных собраниях России. Большая редкость.

«1. А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ (178-1847). Портрет Н.В. Гоголя. Литография. Подпись (обратная): Венециановъ. 1834. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Единственный вполне достоверный и художественно ценный портрет Гоголя петербургского периода. Гоголь представлен здесь настолько несхожим с его позднейшими изображениями, что портрет возбуждал некоторые сомнения. ... Портрет Гоголя представляет собой автолитографию Венецианова, судя по обратной подписи художника, сделанной им непосредственно на камне. Литография эта известна всего лишь в нескольких экземплярах» (Машковцев Н.Г. Комментарий к иконографии Гоголя // Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955. С. 141).

«Все мои розыски в печатных указаниях о Гоголе и Венецианове, к сожалению, не могли тогда указать не только на то, был ли издан этот портрет Гоголя, но и на то, когда именно и как, т.е. живописью, или карандашом, или как-нибудь иначе, был сделан этот портрет Венециановым... Разыскивавшийся мною портрет Гоголя нашёлся наконец, но совершенно случайно. По смерти Н.А. Некрасова, супруга его подарила мне, на память о покойном, три портрета, которые постоянно стояли в кабинете поэта, на его рабочем столе. Это были: портрет Белинского...; портрет Грановского..., и, наконец, литографированный портрет, с обратно отпечатанною под ним подписью (т.е. справа влево): «Венецианов. 1834»... Тогда сам собою представился вопрос: не искомый ли это портрет Гоголя, чему отчасти подтверждением служило и место его помещения — на рабочем столе Некрасова, и подпись «1834 г.», почти совпадающая с указанием Аксакова. Многие, видевшие у меня этот портрет, находили, что он схож с Гоголем, но положительного тождества определить было невозможно, не имея в виду никакого точного указания, почему портрет и оставался у меня в числе «неизвестных». Между тем, в начале сентября 1878-го года, почтенный ветеран нашей сцены П.А. Каратыгин, посетив меня и разговорившись между прочим о Гоголе, заметил, что он уже не знал его таким, каким Гоголь изображён на портрете Иванова, хромолитографированный снимок с которого приложен к «Русской Старине» (т. XXII, изд. 1878 г.). «А вот каким я его хорошо знал», — прибавил Пётр Андреевич, указывая на висевший в моём кабинете на стене Венециановский портрет. — После такого положительного указания, сделанного даже без вопроса о сомнительном портрете, конечно, должно было уничтожиться всякое недоразумение.... То обстоятельство, что в течение нашего многолетнего собирания портретов русских людей, и преимущественно писателей, мы не встретили ни разу этого портрета в продаже или в коллекциях любителей, кажется, может служить указанием, что он был налитографирован в крайне ограниченном числе экземпляров и, может быть, даже только для самых близких знакомых и друзей Гоголя...« (Ефремов П.А. Николай Васильевич Гоголь. Его портрет, писанный в 1834 г. академиком Венециановым // Русская Старина. 1878. № 5. С. 172–174).

«Воспроизведения портрета Венецианова попадаются очень редко, так как Гоголь, находя портрет плохим, собрал и уничтожил все снимки. Два из них случайно сохранились у Ив.Серг. Аксакова; один он отдал Марье Васильевне Гоголь, а другой послужил оригиналом для снимка, сделанного в „Русской Старине“, 1879 года, т. IX» (Черницкая А.М. Портреты Н.В. Гоголя // Исторический вестник. 1890. № 3. С. 641–642).

Эстимейт: 70 000 – 75 000 руб.
Цена: 400 000 руб.