Уважаемые дамы и господа, поздравляем вас с наступающими праздниками!
Пожалуйста, ознакомьтесь с графиком работы Аукционного дома «Литфонд» на майские праздники.
ЗавершёнАукцион № 137, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №137
    24 января 2019 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

    24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей.

Лот 323

лот 323
Каталог аукциона
[Авторский оттиск] Литография: Портрет Бориса Пастернака / художник Г.Д. Гликман. [1966].
Эстимейт:
15 000 – 16 000 руб.
Финальная ставка:
15 000 руб. €152 $162
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 25 апреля
  • Евро98.91 руб.
  • Доллар США92.51 руб.
просмотров: 2 564
База знаний Литфонда

Авторский оттиск

Литография: Портрет Бориса Пастернака / художник Г.Д. Гликман. [1966]. Бумага, литография. 55,5×38,3 см (в свету); 64×46,3 см (паспарту). На нижнем поле запись шариковой ручкой (синяя паста выцвела до зеленого цвета): «Г.Д. Гликман 1966 г. Борис Пастернак». Литография оформлена в паспарту. Небольшое пятно от воды на левом поле листа, след от сгиба пополам.

В фондах Художественного музея имени А.В. Григорьева хранится единственная работа советского скульптора Гликмана Гавриила Давидовича, которому в этом году исполняется 105 лет со дня рождения. Поступила она в 70-е годы прошлого века как дар ленинградских скульпторов краеведческому музею Козьмодемьянска. Работа выполнена из тонированного гипса, представляет собой бюст молодого человека, одетого в водолазку с рубашкой. Взгляд юноши направлен на зрителя, прямой и открытый. Черты лица говорят о характере целеустремленном и твердом, решительность проступает и в высоких скулах, и в четком профиле, и в сжатых губах. Перед нами предстает один из миллиона молодых юношей времен «золотого десятилетия коммунизма», когда в стране был невероятный культ труда и рабочих профессий. Эта скульптура на тот момент была невероятно идеологически выверена, сделана по всем канонам советского искусства, но можно предположить, скорее всего, не выставлялась, поскольку слава у автора была чересчур скандальна. А краеведческому музею Козьмодемьянска сказочно повезло, поскольку в его фондах с тех пор хранится очень достойная работа замечательного скульптора, знакового художника своего времени, вынужденного, в конце концов, покинуть родную землю.
Гавриил Давидович Гликман родился 14 июля 1913 года в селе Бешенковичи Витебской губернии. В Витебске еще в детстве в художественном училище он имел возможность наблюдать за работой Шагала, Малевича, Пена, Юдовина и других знаменитых живописцев.
Наверное, от них Гликману, который считал Марка Шагала одним из своих учителей, передались присущие ему впоследствии художественная свобода и буйство фантазии. Будучи молодым человеком, он сформулировал для себя девиз своего искусства — познать красоту и глубину человеческой души, поведать о ней всеми подвластными ему изобразительными средствами. В 1929 году семья Гликмана переезжает в Ленинград — город, в котором художнику суждено было прожить более полувека до эмиграции.
В 1937 году он поступил в Ленинградскую Академию художеств на отделение скульптуры профессора Г. Манизера, которое окончил лишь в 1947 году. Эти 10 лет учебы были разделены войной. Гавриил Гликман пошел на фронт и с 1941-го по 1945-й воевал, встретив Победу советских войск в Берлине лейтенантом артиллерии. После того как Гавриил Гликман заканчивает Академию художеств, он вскоре становится одним из ведущих советских скульпторов. Среди созданных им произведений — портреты как известных людей давно ушедшей эпохи, так и современников художника: Д. Шостаковича, Е. Мравинского, М. Ростроповича, В. Мейерхольда, С. Михоэлса, А. Иоффе и многих других.
Его скульптуры украшают музеи, концертные залы, улицы и площади Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Царского Села, Саранска, Саратова...
В историческом районе Саранска, на пересечение улиц Волгоградской и Короленко, в 1974 году был построен стилизованный форт с чугунными пушками, а в 1985 году, за его стеной воздвигнут памятник Емельяну Пугачёву.
Во дворике Иоанновского равелина Петропавловской крепости, где в 1932-1933 гг. размещались мастерские газодинамической лаборатории, а в настоящее время расположен Музей космонавтики и ракетной техники, установлен памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857-1935) — основоположнику космонавтики, изобретателю, мыслителю, педагогу, учёному, впервые обосновавшему возможность использования ракет для межпланетных сообщений.
«Пушкин-лицеист» — мраморная фигура работы Гликмана — экспонировалась в Эрмитаже и причислена к одним из лучших скульптурных изображений великого русского поэта. Одно из выдающихся произведений Гликмана — памятник Михаилу Ломоносову — находится в Ораниенбауме.
Все годы жизни, создавая свои монументальные произведения, Гликман тайно занимается живописью, которая и становится истинным предметом его самовыражения. Почему тайно? В особом, одному ему присущем стиле появляется замечательная серия женских портретов «Невский проспект», живописные портреты деятелей искусства и литературы: Блока, Дягилева, Соллертинского, Филонова, Кузмина, Андрея Белого, Стравинского...
Портреты Гавриила Гликмана — Цветаева! Мандельштам! Ахматова! Пастернак! Кафка! Евтушенко! — неожиданны по своей изысканности и свободе, по смелости вторжения в характеры великих и по согласию-несогласию с ними. Дерзость, доброта, эпатаж. Особенно интересны портреты тех, кого он хорошо знал: как холоден, непримиримо грозен, жесток в оценках всевидящий глаз Шостаковича! Как странно неузнаваемо-узнаваем Евгений Евтушенко: эта строптивость великодушия, эта неумолимость доброты, эта распирающая воля таланта! Могуч и трагичен Мейерхольд: это озарения памяти, это перевоплощение в своего героя.
Дмитрий Шостакович, с которым Гликман тесно общался в эти годы, сказал ему как-то полушутя: «Вам, Гавриил Давыдович, надо спрятать свои работы в тайный бункер до поры до времени...» Но Гликман не внял этим советам — осторожность была не в характере художника, прошедшего лейтенантом артиллерии фронты Великой Отечественной войны. И выставка живописных полотен 55-летнего признанного скульптора все-таки состоялась — в 1968 году Гавриил Гликман выставляет свои живописные полотна в Ленинградском доме композиторов. И сразу же — громкий скандал. Выставка закрывается властями уже на третий день, над его творчеством и личной судьбой нависает угроза — и с этого времени ему неоднократно рекомендуют покинуть страну.
Владимир Ковнер так характеризовал его портретные работы: его кисти принадлежат жуткие до сумасшествия, страшной болью исполненные портреты Шостаковича и Пастернака, Мандельштама в тюремной рубашке, Цветаевой с петлёй на шее, будто специально созданные как иллюстрации к стихам Галича.
В 1980 году Гликман совершает свой выбор — эмигрирует в Германию, в Мюнхен, где проживет до самой своей кончины 4 января 2003 года. В немецких городах также установлены памятники работы Гликмана — это памятники Достоевскому в Висбадене и Баден-бадене.
На Западе ему удалось добиться признания.
В эмиграции 70-летний Гликман родился как живописец, создал свои главные живописные полотна и обрел мировую известность (хотя живописью начал заниматься давно, еще в Ленинграде).
Его заметили в те годы и поддержали. Его картины постоянно приобретал композитор Журбин. Его «обнаружил» знаменитый эстрадный артист Лев Горелик, у которого сейчас в Саратове самая большая коллекция живописи и графики Гликмана — 300(!) работ.
Оказавшись за границей, он стал создавать памятники композиторам. Он был востребован. Тридцать работ купил у него Мстислав Ростропович — тут-то о Гликмане и заговорили.
Очень точно написал в своей статье о художнике Даниил Гранин: «Портреты поражали не сходством, в них раскрывалось что-то высшее, Бог знает что, драма человека или его гениальность, или время, но обязательно какая-то сверхличностная суть».
Поклонник его творчества М. Ростропович организовал выставку в Вашингтоне, издавал каталоги. В Германии поставлены два памятника Достоевскому работы Гликмана. Художник дожил почти до 90 лет и успел увидеть свою персональную выставку на Родине. Она состоялась в Саратове в 1992 году.
«Времена не выбирают...» Гавриилу Гликману довелось прожить суровые, опасные годы и быть всегда на виду: он был человеком открытым. Работал безоглядно, не лукавя, ни под кого не подстраиваясь, не насилуя своей души. На одном из своих автопортретов он предстаёт с вынужденно зажатым ладонью ртом.
Но в конечном итоге его услышали, как услышали (чаще посмертно) могучие голоса героев его произведений. А это большая победа над жестоким временем, и она дорогого стоит.
Гавриил Давыдович написал книгу воспоминаний — «Размышления с кистью в руке», — о своих встречах с замечательными людьми, о стране, о времени. О самом художнике издано несколько книг, написано множество газетных и журнальных статей, сняты документальные фильмы.
«Я живу, потому что я вижу». Книгу воспоминаний советского художника и скульптора Гавриила Гликмана.
Это первое подобное издание не только в России, но и за рубежом.
Свои заметки Гавриил Гликман собирал на протяжении 30 лет. В
них он рассуждал о том, как известные люди, многие — его близкие друзья, достигли того, что имели. Шостакович, Малевич, Шагал и другие люди искусства глазами творческого человека. Скульптуры и картины художника хранятся в музеях, однако немало экспонатов находится в частных коллекциях.

Аукцион №137
24 января 2019 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей.

Среди редкостей музейного уровня известный лишь в нескольких экземплярах литографированный портрет Н.В. Гоголя работы А.Г. Венецианова (1834). Данного портрета нет во многих крупнейших музейных собраниях России. Известно, что Гоголь, находя портрет плохим, собрал и уничтожил все отпечатки.

Другой абсолютной редкостью является работа Казимира Малевича «Василий Качалов в спектакле по пьесе Л. Андреева „Анатэма“». Спектакль, поставленный в МХТ в конце 1909 г., был снят вскоре после премьеры, а сама пьеса запрещена к постановке на всей территории Российской империи. Листы по рисункам К.С. Малевича к спектаклю «Анатэма» входят в собрание МОММА; экспонировались на выставке «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» и на выставке «Символы Казимира Малевича».

Редчайшей и чудом сохранившейся является афиша «Выставка картин „Ослиный хвост“ в новом выставочном здании училища живописи, ваяния и зодчества», в которой приняли участие Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин, И. Шагал и другие. К очень редким печатным футуристическим произведениям можно отнести и «Сборник нового искусства» (Киев, 1919). В нем приняли участие писатели Елена Гуро, Борис Пастернак, Григорий Петников, Велимир Хлебников, Николай Асеев, Владимир Маяковский, а также художники Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Синякова, Ермилов.

К уникальным историческим документам можно отнести собственноручную записку маршала Тухачевского о ликвидации банд Балаховича с резолюцией Льва Троцкого (1923). В жанре архивной и музейной редкости выступает переписка поэта Константина Бальмонта с писателем А.М. Федоровым, состоящая из 13 писем Бальмонта, написанных за период с 1926 по 1934 год.

Формат информационного релиза не позволяет перечислить все сокровища музейного уровня, представленные на торгах, но здесь, в том числе, и редчайшие парадные книги, неизвестное до сих пор издание «Героя нашего времени», уникальный фотоархив первых лиц из руководства СССР и Германии на переговорах 1940 года и многое другое.

Со всеми лотами аукциона можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 11 по 23 января 2019 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 24 января в 19:00 там же.

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/137; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 104

Запрещенная Анатэма в Литфонде

  • [Из запрещенного альбома к запрещенному спектаклю] Листы из альбома МХТ к спектаклю по запрещенной пьесе Л. Андреева «Анатэма». [М.: МХТ, 1910]. ...
Лот 275

Наше дело правое. Мы победили…

  • Декоративный памятный платок «Наше дело правое. Мы победили. Победителям — слава! 1941-1945». [М.]: Ордена Трудового Красного Знамени к-т Трехгорная ...
Лот 105

Редчайший Малевич в Литфонде

  • [Неизвестный Малевич] Малевич, К.С. Василий Качалов в спектакле по пьесе Л. Андреева «Анатэма». [1910]. Фототипия. 1 л. 26,5×20,2 см; 40×31 см ...

    Ближайшие аукционы