Авторский оттиск
Литография: Портрет Бориса Пастернака / художник Г.Д. Гликман. [1966]. Бумага, литография. 55,5×38,3 см (в свету); 64×46,3 см (паспарту). На нижнем поле запись шариковой ручкой (синяя паста выцвела до зеленого цвета): «Г.Д. Гликман 1966 г. Борис Пастернак». Литография оформлена в паспарту. Небольшое пятно от воды на левом поле листа, след от сгиба пополам.
В фондах Художественного музея имени А.В. Григорьева хранится единственная работа советского скульптора Гликмана Гавриила Давидовича, которому в этом году исполняется 105 лет со дня рождения. Поступила она в 70-е годы прошлого века как дар ленинградских скульпторов краеведческому музею Козьмодемьянска. Работа выполнена из тонированного гипса, представляет собой бюст молодого человека, одетого в водолазку с рубашкой. Взгляд юноши направлен на зрителя, прямой и открытый. Черты лица говорят о характере целеустремленном и твердом, решительность проступает и в высоких скулах, и в четком профиле, и в сжатых губах. Перед нами предстает один из миллиона молодых юношей времен «золотого десятилетия коммунизма», когда в стране был невероятный культ труда и рабочих профессий. Эта скульптура на тот момент была невероятно идеологически выверена, сделана по всем канонам советского искусства, но можно предположить, скорее всего, не выставлялась, поскольку слава у автора была чересчур скандальна. А краеведческому музею Козьмодемьянска сказочно повезло, поскольку в его фондах с тех пор хранится очень достойная работа замечательного скульптора, знакового художника своего времени, вынужденного, в конце концов, покинуть родную землю.
Гавриил Давидович Гликман родился 14 июля 1913 года в селе Бешенковичи Витебской губернии. В Витебске еще в детстве в художественном училище он имел возможность наблюдать за работой Шагала, Малевича, Пена, Юдовина и других знаменитых живописцев.
Наверное, от них Гликману, который считал Марка Шагала одним из своих учителей, передались присущие ему впоследствии художественная свобода и буйство фантазии. Будучи молодым человеком, он сформулировал для себя девиз своего искусства — познать красоту и глубину человеческой души, поведать о ней всеми подвластными ему изобразительными средствами. В 1929 году семья Гликмана переезжает в Ленинград — город, в котором художнику суждено было прожить более полувека до эмиграции.
В 1937 году он поступил в Ленинградскую Академию художеств на отделение скульптуры профессора Г. Манизера, которое окончил лишь в 1947 году. Эти 10 лет учебы были разделены войной. Гавриил Гликман пошел на фронт и с 1941-го по 1945-й воевал, встретив Победу советских войск в Берлине лейтенантом артиллерии. После того как Гавриил Гликман заканчивает Академию художеств, он вскоре становится одним из ведущих советских скульпторов. Среди созданных им произведений — портреты как известных людей давно ушедшей эпохи, так и современников художника: Д. Шостаковича, Е. Мравинского, М. Ростроповича, В. Мейерхольда, С. Михоэлса, А. Иоффе и многих других.
Его скульптуры украшают музеи, концертные залы, улицы и площади Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Царского Села, Саранска, Саратова...
В историческом районе Саранска, на пересечение улиц Волгоградской и Короленко, в 1974 году был построен стилизованный форт с чугунными пушками, а в 1985 году, за его стеной воздвигнут памятник Емельяну Пугачёву.
Во дворике Иоанновского равелина Петропавловской крепости, где в 1932-1933 гг. размещались мастерские газодинамической лаборатории, а в настоящее время расположен Музей космонавтики и ракетной техники, установлен памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857-1935) — основоположнику космонавтики, изобретателю, мыслителю, педагогу, учёному, впервые обосновавшему возможность использования ракет для межпланетных сообщений.
«Пушкин-лицеист» — мраморная фигура работы Гликмана — экспонировалась в Эрмитаже и причислена к одним из лучших скульптурных изображений великого русского поэта. Одно из выдающихся произведений Гликмана — памятник Михаилу Ломоносову — находится в Ораниенбауме.
Все годы жизни, создавая свои монументальные произведения, Гликман тайно занимается живописью, которая и становится истинным предметом его самовыражения. Почему тайно? В особом, одному ему присущем стиле появляется замечательная серия женских портретов «Невский проспект», живописные портреты деятелей искусства и литературы: Блока, Дягилева, Соллертинского, Филонова, Кузмина, Андрея Белого, Стравинского...
Портреты Гавриила Гликмана — Цветаева! Мандельштам! Ахматова! Пастернак! Кафка! Евтушенко! — неожиданны по своей изысканности и свободе, по смелости вторжения в характеры великих и по согласию-несогласию с ними. Дерзость, доброта, эпатаж. Особенно интересны портреты тех, кого он хорошо знал: как холоден, непримиримо грозен, жесток в оценках всевидящий глаз Шостаковича! Как странно неузнаваемо-узнаваем Евгений Евтушенко: эта строптивость великодушия, эта неумолимость доброты, эта распирающая воля таланта! Могуч и трагичен Мейерхольд: это озарения памяти, это перевоплощение в своего героя.
Дмитрий Шостакович, с которым Гликман тесно общался в эти годы, сказал ему как-то полушутя: «Вам, Гавриил Давыдович, надо спрятать свои работы в тайный бункер до поры до времени...» Но Гликман не внял этим советам — осторожность была не в характере художника, прошедшего лейтенантом артиллерии фронты Великой Отечественной войны. И выставка живописных полотен 55-летнего признанного скульптора все-таки состоялась — в 1968 году Гавриил Гликман выставляет свои живописные полотна в Ленинградском доме композиторов. И сразу же — громкий скандал. Выставка закрывается властями уже на третий день, над его творчеством и личной судьбой нависает угроза — и с этого времени ему неоднократно рекомендуют покинуть страну.
Владимир Ковнер так характеризовал его портретные работы: его кисти принадлежат жуткие до сумасшествия, страшной болью исполненные портреты Шостаковича и Пастернака, Мандельштама в тюремной рубашке, Цветаевой с петлёй на шее, будто специально созданные как иллюстрации к стихам Галича.
В 1980 году Гликман совершает свой выбор — эмигрирует в Германию, в Мюнхен, где проживет до самой своей кончины 4 января 2003 года. В немецких городах также установлены памятники работы Гликмана — это памятники Достоевскому в Висбадене и Баден-бадене.
На Западе ему удалось добиться признания.
В эмиграции 70-летний Гликман родился как живописец, создал свои главные живописные полотна и обрел мировую известность (хотя живописью начал заниматься давно, еще в Ленинграде).
Его заметили в те годы и поддержали. Его картины постоянно приобретал композитор Журбин. Его «обнаружил» знаменитый эстрадный артист Лев Горелик, у которого сейчас в Саратове самая большая коллекция живописи и графики Гликмана — 300(!) работ.
Оказавшись за границей, он стал создавать памятники композиторам. Он был востребован. Тридцать работ купил у него Мстислав Ростропович — тут-то о Гликмане и заговорили.
Очень точно написал в своей статье о художнике Даниил Гранин: «Портреты поражали не сходством, в них раскрывалось что-то высшее, Бог знает что, драма человека или его гениальность, или время, но обязательно какая-то сверхличностная суть».
Поклонник его творчества М. Ростропович организовал выставку в Вашингтоне, издавал каталоги. В Германии поставлены два памятника Достоевскому работы Гликмана. Художник дожил почти до 90 лет и успел увидеть свою персональную выставку на Родине. Она состоялась в Саратове в 1992 году.
«Времена не выбирают...» Гавриилу Гликману довелось прожить суровые, опасные годы и быть всегда на виду: он был человеком открытым. Работал безоглядно, не лукавя, ни под кого не подстраиваясь, не насилуя своей души. На одном из своих автопортретов он предстаёт с вынужденно зажатым ладонью ртом.
Но в конечном итоге его услышали, как услышали (чаще посмертно) могучие голоса героев его произведений. А это большая победа над жестоким временем, и она дорогого стоит.
Гавриил Давыдович написал книгу воспоминаний — «Размышления с кистью в руке», — о своих встречах с замечательными людьми, о стране, о времени. О самом художнике издано несколько книг, написано множество газетных и журнальных статей, сняты документальные фильмы.
«Я живу, потому что я вижу». Книгу воспоминаний советского художника и скульптора Гавриила Гликмана.
Это первое подобное издание не только в России, но и за рубежом.
Свои заметки Гавриил Гликман собирал на протяжении 30 лет. В
них он рассуждал о том, как известные люди, многие — его близкие друзья, достигли того, что имели. Шостакович, Малевич, Шагал и другие люди искусства глазами творческого человека. Скульптуры и картины художника хранятся в музеях, однако немало экспонатов находится в частных коллекциях.