Шарлемань (Charlemagne) Адольф Иосифович (1826–1901) «Польские агитаторы среди русских крестьян». 1863.

Бумага, графитный карандаш, 29,5×22,1 см.

В левом нижнем углу авторские инициалы и дата: «18 1/12 63 А.Ш».

Происхождение : собрание И.В. Качурина.

Качурин Игорь Васильевич — известный коллекционер книги и графики.

Экспертные заключения С.А. Подстаницкого, О.С. Глебовой.

Рисунок является карикатурой на типичного либерала конца 1860-х годов. Новый подъем волнений в Польше совпал с объявлением царского Манифеста об отмене крепостного права, поэтому свободу Польши, вслед за А.И. Герценым и Н.П. Огаревым, демократически настроенные круги русского общества неразрывно связывали с освобождением русского крестьянина. Активно начинают образовываться революционные кружки и объединения, распространяющие прокламации, критикующие политику Российской империи по отношению к Польше и русскому крестьянству («Великорус», «Земля и воля», «Комитет русских офицеров в Польше»). Именно такого рода прокламацию читает вызывающе длинноволосый вольнодумец на рисунке Шарлеманя. Перед оратором стоит мальчик с томом произведений Людвига Фейербаха, настольной книгой русской либеральной интеллигенции, вокруг толпятся поляки и русские крестьяне, как бы иллюстрируя цитату из знаменитой в то время статьи Герцена «10 апреля 1861 года и убийства в Варшаве»: «Пойдемте же вместе! И пусть нас сопровождает брань диких и узких националистов обеих стран, делающих из своего ревнивого, алчного и тупого патриотизма какое-то нечеловеческое, исполненное эгоизма и ненависти преступление!».

Русский художник, батальный, исторический и жанровый живописец. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Получил общее образование в училище при Санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра и из него в 1848 году поступил в Академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф.А. Бруни, а потом батальной в классе Б.П. Виллевальде.

Он получил право на шестилетнюю заграничную поездку в качестве пенсионера академии. Возвратившись в 1861 году в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для "Исторического бала"у великого князя Владимира Александровича. В 1867 году удостоен звания профессора исторической живописи.

Эстимейт: 1 руб.
Цена: 50 000 руб.