[С гравюрой «Маляры»!] Башуцкий, А.П. Панорама Санктпетербурга. [В 3 т.] Т. 1-3. СПб.: Тип. вдовы Плюшара с сыном, 1834.

Т. 1: [История Санктпетербурга по день кончины Петра I-го]. 1 л. фронт. (портр.), 1 грав. тит. л., [2], XVII, [3], 216, 213-262, [2] с.

Т. 2: [Статистическая записка о Санктпетербурге]. 1 грав. тит. л., VIII, [2], 270, [2] с., 10 л. ил., табл.

Т. 3: [Ближайшее знакомство с С.-Петербургом]. 1 грав. тит. л., [2], X, [2], 379 с., 6 л. ил. (из 7-ми).

17,4×11 см. Иллюстрации выполнены в технике гравюры на стали. Портрет Петра I гравирован Ф. Райтом. В трех полукожаных переплетах эпохи, т. 3 подобран. Трещины и надрывы на корешках, потертости уголков переплетов, утрата свободных листов форзацев, лисьи пятна, следы штемпельной краски на с. 262 (т. 1) и 270 (т. 2), утрата с. 263-264 (т. 1), утрата 1 л. ил. (т. 3), на с. 379 (т. 3) вырезан фрагмент с текстом и наклеен на свободный лист нахзаца. В томах только гравированные тит. листы, типографские — утрачены. Представленный экземпляр без Атласа.

Первый крупный издательский проект литератора и издателя Александра Павловича Башуцкого (1803–1876), известного прежде всего как составитель и один из авторов альманаха «Наши, списанные с натуры русскими». В серии занимательных очерков Башуцкий хотел дать «обширную и разнообразную картину столицы». Предполагалось, что издание составят четыре тома с гравированными иллюстрациями в отдельном Атласе «Собрание девяноста восьми гравированных на стали видов для панорамы Санктпетербурга». Но свет увидели только три тома и 5 тетрадей Атласа с 40 гравюрами.

Критика встретила новое сочинение весьма сочувственно, отмечая верность и живость картин жизни петербуржцев. В издании, между прочим, подробно описан взволновавший весь Петербург в октябре 1830 г. эпизод починки шпиля Петропавловского собора, выполненный мастером-кровельщиком Петром Теплушкиным (1803-1833), который поднялся на шпиль на руках с помощью веревок, без лесов, для починки покрытия креста и припайки крыла ангелу. В т. 2 даже помещена гравюра с единственным существующим изображением этого события. По поводу еще одной гравюры, помещенной в т. 2 данного издания (Маляры), Верещагин писал: «... превосходная гравюра, резанная на стали Ф. Райтом с рисунка А. Брюллова и изображающая работающих на крыше дома маляров. Эта последняя гравюра не была готова ко времени выпуска второй части и Башуцкий обещал выдать ее подписчикам особо, но, по видимому, обещания исполнить не мог, так как ее нет ни в одном экземпляре [виденном Верещагиным] и она попадается в продаже весьма редко и почти всегда отдельно от издания».

В полном виде «Панорама Санкт-Петербурга» представляет библиографическую редкость, особенно с гравюрой «Маляры» (т. 2), имеющейся в представленном экземпляре.

Верещагин № 41, Н.Б. № 28 — «Редкость», Обольянинов № 148, См.-Сок. № 512, Библиохроника, т. 1, № 43.

Эстимейт: 550 000 – 600 000 руб.
Цена: 650 000 руб.