[Подарок для патриарха] Евангелие напрестольное. М.: Синодальная тип., апрель 1836. [1], 1-9, 1 грав., 1-88, 1 грав., 89-148, 1 грав., 149-243, 1 грав., 244-337, [1], 338-367 л. [= 382 л., 4 л. грав.]. 39,5×24,5 см (блок); 42×28,7×12 см (оклад). Гравюры на меди — изображения евангелистов, гравировал Александр Афанасьев — гравер Исторического общества при Московском университете.

К лоту прилагается экспертиза Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева за подписями М.Е. Башлыкова. Т.Н. Карсакова, Е.В. Давыдовой.

Оклад и сохранность: серебро, чеканка, золочение, гравировка, монтировка (Санкт-Петербург, 1847 г., мастерская Ф.А. Верховцева, пробирный мастер — Д.И. Тверской), эмалиевые дробницы (Ростов, вторая четверть XIX в.). Четыре жуковины, рабочие застежки (поновлены, стилизованы под оклад). Тройной золотой обрез с орнаментальным тиснением. Фрагментарные загрязнения страниц. Мелкие царапины, патина на окладе. Частичные разломы форзацев, свободные листы которых также поновлены. Небольшие трещины и сколы на эмалевых накладках.

Лицевую крышку закрывает чеканная пластина с пятью эмалевыми дробницами. Дробницы с изображениями евангелистов обрамлены плотным чеканным орнаментом. Иконографически дробницы близки к произведениями ростовского эмальера Бурова и художникам его круга, в частности, эмалевой пластине с изображением евангелиста Луки из Ростовского музея-заповедника. Вероятно, мастер данного Евангелия был знаком с этими произведениями, однако его эмали исполнены позднее по времени. Они могут служить образцом массовой продукции ростовских эмальеров, исполняемых по заказам мастерских серебряных изделий, где изготавливались богослужебные предметы.

Задняя крышка украшена гравированным листом и отдельно исполненной чеканной рамкой. На пластине оклада гравирован Голгофский Крест с копием и тростью, с терновым венцом в средокрестии. По сторонам креста — коленнопреклонные ангелы, Господь Саваофа, небесные светила, орудия Страстей Христовых. Оклад выполнен в мастерской серебряника Федора Андреевича Верховцева, основанной в 1819 году. Заведение специализировалось на изготовлении церковных предметов из золота, серебра и бронзы. Произведения фабрики принимали участие в художественно-промышленных выставках, в 1870 г. в Петербурге получили награду — серебряную медаль.

Клейма: внизу лицевой и оборотной пластин в круглом щитке герб города Санкт-Петербурга; в прямоугольном щитке Д Т/1847 — клеймо пробирного мастера Дмитрия Ивановича Тверского; в прямоугольном щитке Ф.В.- клеймо мастерской Федора Андреевича Верховцева.

Орнамент: заставки, концовки, инициалы; текст заключен в рамки из линейных и наборных украшений.

Вкладная запись: «Сие святое Евангелие дарствовано в храм Архангела Михаила, что в кладбищенском селе Саргачского уезда, уроженцем сего села священно-архимандритом Мельхиседеком бывшим в Миссии Греческой и с 1821 года благочестно и благопримерно пребывающим до днесь в С.-Петербургской Александроневской лавре. А подписал сие Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский, сын его духовный, при посещении сказанного, не вполне, по внутреннему и церковному состоянию довлеющего села и прихода. 5 июля 1855 года. Господи! Да восстанем и мы и да пойдем по пути Твоему. Аминь».

Епископ Иеремия (Соловьев, 1799-1884) — значимая фигура в российской церковной иерархии XIX века, управлял несколькими епархиями: Чигиринской, Кавказской и Черноморской, Полтавской, Нижегородской и Арзамасской.

Напрестольное Евангелие в окладе выполнено на высоком техническом уровне, представляет несомненную художественную и историко-культурную ценность музейного уровня.

Эстимейт: 1 450 000 – 1 600 000 руб.
Цена: 2 000 000 руб.