Грищенко, А. Вопросы живописи. [В 4 вып.] Вып. 4: Кризис искусства и современная живопись. По поводу лекции Н. Бердяева. М.: Городская тип., 1917. [2], 30 c. 25×16,5 см. В издательской иллюстрированной обложке (воспроизведена картина П. Пикассо «Человек с кларнетом — 1911»). В хорошем состоянии.
В работе автор попытался возразить своим оппонентам — тем, кто, подобно Бердяеву, говорит о кризисе искусства, которого на самом деле не существует, пытаясь «живописью оправдать свой кризис, кризис морали, эфемерных «теософических» теорий и «космических переворотов». На самом же деле, писал Грищенко, живопись развивается по свойственным ей законам. Он четко выделил в своей статье ряд специфических проблем искусства живописи, удачно разрешенных кубизмом. Это проблема валеров, фактуры, колорита картины, введение в нее новой перспективы, «передающей пространство реально» путем рассечения предметов плоскостями и наконец — проблема композиции, как «прочного построения» картины. И в этом, можно отметить, выступление Грищенко было очень сильно проникнуто настроениями предвоенного русского авангарда, утверждавшего себя в намерении следовать собственным законам искусства живописи.
Алексей Васильевич Грищенко (1883-1977) — живописец, художественный критик и мемуарист.