Ларионов Михаил Фёдорович (1881–1964) «За кулисами». 1899.

Холст на картоне, масло, 38,5×49,5 см.

Справа внизу авторские инициал ы и дата: «М.Л. 1899». На обороте надписи: «M. Larionov / За кулисами, 1899 (1899 d’apres Eganbury) / Derrire les les coulisse / <...> / 38,5×49,5».

Аналогичные надписи встречаются на многих произведениях М. Ларионова. Обычно они выполнялись женой художника, А. Ларионовой-Томилиной.

Экспертное заключение ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря (Ю.В. Рыбакова).

Датируя данную сцену 1898-1899 годами, А. Томилина руководствовалась монографией Эли Энгабюри (псевдоним Ильи Зданевича), где приведен первый подробный список произведений Н. Гончаровой и М. Ларионова и где значится композиция под названием «За кулисами» и датой создания — «1898 г.» (см.: Эганбюри Эли «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов». М., Мюнстер, 1913).

Живописец, график, театральный художник. В 1898 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1910 года у К.А. Коровина и В.А. Серова. В 1900 году в училище же познакомился с Н.С. Гончаровой. В 1907–1912 годах художник отошел от импрессионизма и занялся освоением городского изо-фольклора, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка. В 1910 году Ларионов вошел в объединение «Бубновый валет». Выйдя из «Бубнового валета», в 1912 году он организовал выставки «Ослиный хвост» и «Мишень» (1913).

В 1913 году на диспуте «Мишени» «Восток, национальность и Запад» он четко заявил о своей «восточной» ориентации и сделал доклад о лучизме — новой концепции абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отраженных от различных предметов. В том же 1913 году Ларионов опубликовал брошюру «Лучизм», манифест «Лучисты и будущники», в которых сформулировал теорию нового течения.

В 1915 году по приглашению С.П. Дягилева участвовать в его антрепризе вместе с женой уехал в Париж. В 1920-х годах Ларионов стал художественным советником Дягилева, который под его влиянием пригласил к сотрудничеству художников-модернистов. По завещанию А.К. Томилиной (второй жены Ларионова), значительная часть его творческого наследия в 1988 передана Третьяковской галерее. Произведения Ларионова находятся в ГРМ и других музейных коллекциях и частных собраниях в России и за рубежом.

Эстимейт: 1 руб.
Цена: 5 500 000 руб.