[Цельногравированное издание. Дезидерата мирового масштаба] Театр мучеников / гравюры Яна Лёйкена. [Theatre des martyrs, depuis la mort de J. Christ jusqu’a present, represente en tres belles tailles-douces, par le celebre graveur Iean Luyken]. Лейден: Изд. П. ван дер Аа, 1711 (?). 1 л. грав. тит., 115 л. грав. 26×22 см. Во владельческом полукожаном переплете XIX в. Корешок поновлен. Потертости переплета. Лисьи пятна.

Ян Лёйкен (1649-1712) — поэт, художник, иллюстратор, крупнейший книжный график своей эпохи: он проиллюстрировал около 500 книг всевозможной тематики. Библиофил, задавшийся целью собрать «полного Лёйкена», найдет себе занятие на всю жизнь.

Если выделить в необъятном графическом наследии Лёйкена самые известные и наиболее часто воспроизводимые его работы, таковыми окажутся иллюстрации к менонитскому мартирологу Тилемана ван Брахта. Полное название этого труда — «Кровавый театр, или Зеркало мучеников, беззащитных христиан, которые крестились только по исповеданию веры, и который страдали и умерли за свидетельство об Иисусе, их Спасителе, со времени Христа до 1660 года». Ныне «Зеркало мучеников» считается у протестантов баптистских течений самой важной книгой после Библии.

Многие офорты Лёйкена из этой серии широко известны. Например, лист № 87, изображающий казнь Аннекен Хендрикс в 1571 г. Характерно, что в массовой культуре этой гравюрой иллюстрируют, как правило, тему борьбы с колдовством.

Пример коммерческого успеха ранее изданного труда ван Брахта подвиг группу книгоиздателей к мысли переиздать книгу с еще большей роскошью, ориентируясь на богатых покупателей. Гравюры были заказаны лучшему офортисту — Яну Лёйкену. Книга вышла в двух частях в Швейцарии в 1685 г., тираж состоял из двух заводов — ограниченного, на высококачественной бумаге, и массового. Издание было примечательно 104 офортами Яна Лёйкена. Гравюры Лёйкена сделали эту книгу первым в мире иллюстрированным анабаптистским мартирологом, задав стандарт для всей истории конфессии.

Вскоре иллюстрации опередили в популярности сам труд ван Брахта: отдельно изданными альбомами они выходили трижды: в 1696, 1711 и 1738 годах. Офорты для альбомов были напечатаны с тех же досок, что и для «текстового» издания, с подписями на французском и немецком языках. Ничего более шокирующего, чем данная серия офортов, мировое искусство вплоть до ХХ века не создало.

В конце 1770-х годов лидеры менонитской общины в Германии задались целью повторить издание «Зеркала» 1685 г., для чего приобрели комплект из 104 досок Лёйкена. Это было последнее использование сильно изношенных досок для полиграфических целей. По некоторым данным, все 104 пластины были целы к 1880 году. К 1925 г. 90 досок находились во владении доктора Шмидта в Мюнхене. К 1944 году предположительно они же хранились в частном доме в Грюнштадте, но после войны их считали погибшими. После смерти владельца дома в 1975 году его наследниками была найдена одна коробка с 30 досками; судьба других остается неизвестной.

Все издания до и после «лейденского» содержали в себе по 104 гравюры, в нашем экземпляре их 115. Загадочные «дополнительные» доски (№ 105-115) так больше никогда и не возникли ни в печати, ни в поле зрения коллекционеров.

Известны два экземпляра издания в европейских библиотеках и пять — в американских (причем в Библиотеке Конгресса альбом отсутствует). В российских библиотеках альбом не представлен. В коллекции Эрмитажа имеется лишь один лист из этого издания — № 77. Издание обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Никитин, А. Скорбь и сострадание. Загадка Яна Лёйкена. [Статья] // snob.ru/profile/28505/blog/148348

Цена: 900 000 руб.