Никритин Соломон Борисович (1898–1965) «Парк Горького». 1950-е.

Картон, масло, 27,5×38 см.

На обороте авторская подпись: «С Никритин», а также штамп Комиссии по вывозу культурных ценностей МК СССР.

Происхождение: собрание наследников С.Б. Никритина.

Экспертное заключение В.С. Силаева.

Живописец, график, дизайнер, сценограф, теоретик искусства. Учился в Киевском художественном училище (1909–1914). В 1914–1917 годах посещал частные студии Л.О. Пастернака в Москве и А.Е. Яковлева в Петрограде. В 1918 году возвратился в Киев; работал в студии А.А. Экстер. Участвовал в праздничном оформлении города к революционным праздникам. В 1919 году выступил одним из организаторов в Киеве Еврейской Культурной лиги. В 1920 году вместе со своим товарищем, художником К.Н. Редько, вновь покинул Киев. В Харькове Никритин и Редько встретили Д.П. Штеренберга, который показал их рисунки наркому просвещения А.В. Луначарскому. Тот способствовал получению мастерской (на двоих) в Москве, а также продолжению образования в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе, где Никритин занимался сначала под руководством В.В. Кандинского, а с 1922 — Штеренберга. В 1922 году возглавил группу художников «Электроорганизм», в 1923 — «Метод»; разработал для обеих групп теоретические программы. Автор теории «проекционизма» в искусстве. Организатор и участник «Экспериментальных выставок проекционного театра». Член «Общества станковистов» (1925–1931). После раскола ОСТа вошел в состав «Изобригады» (1931–1932); сформулировал основные положения идеологической и художественной платформы «Изобригады» (вместе с С. Я. Адливанкиным). В начале 1930-х годов был обвинен в формализме. С середины 1930-х годов в выставочной деятельности не участвовал. Произведения Никритина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе.

Эстимейт: 1 руб.
Цена: 650 000 руб.