Серов Валентин Александрович (1865–1911) «После Куликовской битвы». 1895.

Холст, масло, 60×117 см.

Без подписи.

Публикации: «Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество» (1914. С. 103); переиздание монографии И.Э. Грабаря (1965. С.135,138,408); воспроизведение в цвете в альбоме «Валентин Серов» (Л., 1987).

Выставки: Посмертная выставка В.А. Серова (1914. Пг., № 96; М., № 89); «Произведений русского искусства из частных собраний» (М., 1957. Каталог — с.13); «Валентин Серов. К 125-летию со дня рождения» (1991, М., ГТГ, № 90).

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (О.Д. Атрощенко, Ю.В. Чайкина).

С 1894 года и до 14 декабря 1895 года в Историческом музее шла работа по оформлению зала Москвы, для которого предполагалось панно «Куликовская битва». Исполнение этого заказа было предложено В.А. Серову, причем по желанию И.Е. Забелина художник должен был представить Куликовскую битву не «традиционной баталией», а показать «скорбь победителей о погибших».

Серов сделал много вариантов композиции карандашом, акварелью, маслом, некоторые из них разошлись по частным собраниям. Наиболее полный список эскизов приводится в монографии И.Э. Грабаря «Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1895-1911», М., 1965, где упоминаются 8 вариантов эскизов к «Куликовской битве», три из которых исполнены маслом. Один из этих эскизов хранится в ГТГ (в 1930 году поступил из ГИМа); второй — в Историческом музее (куплен на аукционе Сотбис фирсой Марк Рич &Ко АГ в 1992 году и подарен ГИМу); данная работа и есть третий, большеформатный и более других проработанный вариант. Он воспроизведен под № 49 как находящийся в собрании М.В. Куприянова в альбоме «Валентин Серов», Л., 1987.

В «Каталоге посмертной выставки произведений В.А. Серова», три эскиза маслом и три акварели на тему «Куликовской битвы» — все из собрания О.Ф. Серовой — датируются 1894 годом. Этим же годом помечен альбом с зарисовками из ГТГ. Поскольку других датировок до настоящего времени не было обнаружено, считалось, что Серов работал над эскизами панно в течение одного 1894 года. Тем не менее, существует предположение, что Серов менял композицию и в 1895 году, после указаний Забелина, прозвучавших на заседании ГИМа от 10 октября 1895 года. Тогда ученый «предложил момент, когда князь Владимир Андреевич, стоя под черным знаменем, собирал победителей».

Несмотря на большую проделанную работу В.А. Серов, тем не менее, в апреле 1898 года от нее отказался. И.Е. Репин в книге «Далекое близкое» пишет об этом следующее: «Серов принялся за фреску с большим подъемом. Был сделан заказ и картина была уже начата. Комиссия заказчиков пожелала видеть, что изобразил художник. Тут и обрывается все разом... Я слыхал только, что после посещения комиссии Серов явился на другой день к председателю музея и объявил, что он от заказа картины сей отказывается.

Я очень боюсь, что комиссия не поняла оригинальной композиции художника к большому убытку для искусства. Серов всегда так нов, правдив и художественен...

Наши заказчики и особенно ученые, книжные люди полны столь излюбленными банальностями „исторического“ искусства; требования их — установленные традиции отживших уже вкусов, а главное — с прозаической обстоятельностью они требуют выполнения таких невозможных мелочей, такой подчеркнутости содержания картины, что истинному художнику угодить им трудно. И Серов, как характер цельного художника, к этому не был способен; и он отказался» (Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1986. С.343).

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства. В 1874–1875 годах занимался у И.Е. Репина в Париже. В 1876–1877 годах жил в Киеве, посещал местную гимназию и рисовальную школу, где продолжил художественное образование под руководством Н.И. Мурашко. Осенью 1880 года поступил в ИАХ. Покинул Академию, не окончив курса. С 1890 года экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, с 1894 года — член Товарищества. В 1898 году начал преподавать в МУЖВиЗ (до 1909). В 1899 году организовал в Училище портретно-жанровую мастерскую, которую вел вместе с Коровиным. Получил звание академика (1898). Работы мастера находятся в музейных и частных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Эстимейт: 1 руб.
Цена: 18 750 000 руб.