Иоанникий Галятовский. Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий. Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1669. 1, 3, 4, 4, 429, 5 л., грав. 18,5×15 см. Во владельческом цельнокожаном переплете эпохи с орнаментальным золотым тиснением по обеим крышкам и корешку. Форзацы бумаги растительного орнамента. Тройной золотой обрез. Фрагментарные загрязнения страниц. Строк: 25, 30. Утрачены 6 листов в начале блока.Впервые в кириллической печатной книге в этом издании на обороте титульного листа Галятовский помещает герб Иисуса Христа с геральдическими виршами, в которых объясняется его символика.

Иоанникий Галятовский (ок. 1620–1688), ректор Киево-могилянской коллегии, архимандрит черниговского Елецкого монастыря, ученый, незаурядный писатель-проповедник, один из лучших стилистов своего времени, перу которого принадлежат сборники церковных проповедей, изложение теории проповедничества, ряд полемических произведений и др.

«Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий» является полемико-богословским сочинением, направленным против движения Саббатаи Цви. За год до ожидания конца света в 1666 г. один из членов еврейской общины объявил себя Мессией, несущим освобождение и избавление от рассеяния еврейскому народу. Мессианские настроения в еврейской среде были сильны с момента массовых погромов Богдана Хмельницкого, пришедшихся как раз на эсхатологический год еврейской литературы 1648 г. Уцелевшие члены общин Речи Посполитой увидели в Саббатаи Цви воплощение предсказаний об обретении в Судный день земли обетованной. Проповедь Саббатаи Цви привлекла значительное число последователей, собрав которых, он осуществил попытку возвращения в Святой Град. Саббатаи Цви направился в Иерусалим, который, в его версии, должен был отдан ему как царю иудейскому. Владетель Иерусалима, султан, приказал арестовать бунтовщика. В плену Саббатаи Цви принял ислам, а позже был казнен. Известия о Саббатаи Цви и его пророчествах о конце света в 1666 г. достигли и Московского государства, информация о нем собиралась в Посольском приказе и докладывалась Боярской Думе и царю Алексею Михайловичу.

Тема опровержения пророчеств Саббатаи Цви — актуальная для современников Галятовского, проблема которой родилась из личного жизненного опыта писателя, что он сам отмечал: «Милая и вдячная мне есть тая праца, которую по трудных и небезпечных дорогах, в князстве Руском и в князстве Литовском ездячи; и ущирбок здоровя и шкоды великии поносячи, и навчасов розных и долегливостей дознаваючи; и смерти ся окрутнои не поеднократ сподеваючи и обавляючи, и по розных местах и селах з жидами о Христе розмовляючи, и розныи книги для написаня моеи книги; Месия правдивый названои читаючи; поднялем» (л. [13] 1-го сч.). Сочинение Галятровский написал в 1667 г. на трех языках: «малороссийским, полским и латинским диалектом», опубликовал на «простой мове» в 1669 г., а на польском — в 1672 г. Оба издания посвящены царю Алексею Михайловичу и содержат геральдическую композицию «На его пресветлого царского величества знамение», включающую изображение государственной символики, стихов на герб и посвящения царю Алексею Михайловичу. В 1669 г. Иоанникий Галятовский направил издание Алексею Михайловичу, а в 1670 г. привез его в Москву лично. Сочинение получило широкое распространение в России.

Книга состоит из двух частей. В первой помещены свидетельства из Ветхого Завета о приходе Мессии — Иисуса Христа, а во второй — знаки и пророчества сивилл, которые подтверждают божественность Христа.

Издание редкое.

Эстимейт: 140 000 – 150 000 руб.
Цена: 145 000 руб.