Из домашнего архива художника
Жегин, Л.Ф. Рисунок: Портрет Маяковского + Машинопись воспоминаний с рукописными правками: Маяковский в 1913 году. [1910-е гг.], [1962].
1. Рисунок: Портрет Маяковского за мольбертом. [1911-1918]. Бумага, уголь. 32,3×21,5 см. Пустое верхнее поле листа загнуто. На обороте листа фрагмент рисунка тушью и надпись карандашом: «1946 В Жегин». На верхнем поле лицевой стороны листа подтверждающая авторство надпись: «Портрет Маяковского. подтв работу ЛФ Жегина. Энтин». Рисунок экспонировался в галерее «Элизиум» в 1998 г. (Выставка графических работ Л.Ф. Жегина, 02.06.1998 — 30.06.1998).
В Музее Москвы хранится рисунок Л.Ф. Жегина, который поступил в музейное собрание в составе переданного в дар семейного архива Л.М. Тарасова — В.Л. Миндовской. На рисунке 1910-х годов также изображен В. Маяковский за мольбертом. Между рисунком из Музея Москвы и рисунком, представленным на аукционе, прослеживается несомненное сходство ( http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11415.php ).
2. Машинопись: Маяковский в 1913 году. [1962]. 5 л. 29×20,2 см. Последний лист машинописи обрезан снизу (14,7×20,2 см). Немногочисленные правки и добавления выполнены синей шариковой ручкой. Данные воспоминания впервые были опубликованы в «Литературной газете» (М., 1935, 15 апреля). Позже вошли в книгу «В. Маяковский в воспоминаниях современников» (М., 1963). Мы предполагаем, что данная машинопись была выполнена при подготовке воспоминаний к публикации в сборнике «В. Маяковский в воспоминаниях современников».
Лев Федорович Жегин (Шехтель; 1892-1969) — русский живописец и теоретик искусства, один из создателей группы «Маковец». В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Василием Чекрыгиным и начинающим поэтом Владимиром Маяковским, с которыми долгое время был дружен (например, Маяковский все лето 1913 г. прожил на даче Шехтелей в Кунцеве). В 1913 г. Лев Жегин вместе с В.Н. Чекрыгиным оформили и проиллюстрировали первую книгу Маяковского «Я!». Кроме обложки, Львом Жегиным в этой книжке были созданы еще три рисунка.
«Я знал Маяковского в период Школы живописи, ваяния и зодчества. С тех пор прошло уже немало лет. Но тем не менее я достаточно ясно помню фигурный класс, безотрадно казенные стены, лес мольбертов и ряд — увы! — банальных этюдов с обнаженной или одетой натурщицы. <...>Маяковский сам, вероятно, сознавал, что живопись — не его призвание. Он писал маслом, ярко расцвечивая холст, достигая внешнего весьма дешевого эффекта. <...>Маяковский как живописец проявился позднее. Он стал ярким плакатистом, создав свой собственный, вполне самостоятельный стиль политической карикатуры для „Окон РОСТА“...».
Провенанс: из семейного архива Л.Ф. Жегина; позже рисунок находился в частном собрании Германа Энтина.