ЗавершёнАукцион № 204, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №204
    13 февраля 2020 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги и географические карты

    13 февраля Аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, меморабилий на общую сумму свыше 25 000 000 рублей.

Лот 28

лот 28
Каталог аукциона
[Львовский репринт] Шевченко, Т. Кобзарь. СПб.: В Тип. Е. Фишера, 1840. [Львов, 1914].
Эстимейт:
110 000 – 120 000 руб.
просмотров: 5 130

[Львовский репринт] Шевченко, Т. Кобзарь. СПб.: В Тип. Е. Фишера, 1840. [Львов, 1914]. 1 л. фронт., 114 с. 17,2×10,3 см. В ледериновом переплете ХХ в. Загрязнения страниц. Следы грибка. Иллюстрация в начале книги (народный певец — кобзарь с мальчиком-поводырем) выполнена по рисунку Василия Штернберга.

Издание выходило в суперобложке, на которой были обозначены реальные выходные данные. Без суперобложки определить перепечатку представляется возможным только по косвенным признакам.

Из статьи Л.В. Беляевой и В.Д. Войченко «„Кобзарь“ Т.Г. Шевченко в фондах Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского: Библиографическое исследование»: Исследуя «Кобзарь» 1840 г., авторы столкнулись с многочисленными случаями его ошибочной атрибуции, когда в качестве оригинала рассматривалось первое факсимильное издание, осуществленное в 1914 г. Научным обществом имени Т.Г. Шевченко во Львове. (...) Прежде всего отметим, что в 1914 г. книжный блок и обложку серо-голубого цвета без надписей издатели воспроизвели, копируя экземпляр НТШ. Название же и выходные данные нового издания были напечатаны голубой краской на суперобложке из пергамента: "Кобзарь Т. Шевченка. Фототипія першоговидання з 1840 р. Львів. 1914. Накладом Наукового Товариства Шевченка".Таким образом, потеря или повреждение суперобложки приводили к потере формальных признаков факсимильного издания, что могло повлечь за собой ошибки в атрибуции и описании. (...)

Существенно отличаются между собой листы-фронтисписы. В издании 1840 г. — это оригинал офорта. (...) В издании 1914 г. контрастность рисунка ниже. Вместе с тем, нами отмечены особенности, характерные лишь для издания 1914 г., отсутствующие на фронтисписах остальных репринтных изданий. Речь идет о двух небольших пятнах белого цвета: 1) на груди кобзаря (размером 1×2 мм, приблизительно в 4 мм ниже подбородка); 2) на палке, которую держит мальчик (размером 2×1,5 мм, приблизительно в 7 мм от ее нижнего конца). Бумага, на которой напечатано факсимильное издание, более грубая, с филигранями — вертикальными линиями понтюзо, расположенными на расстоянии от 20 до 28 мм таким образом, что на каждой странице просматривается от трех до четырех линий, рисунок-фронтиспис напечатан на той же бумаге, что и поэтические тексты«. Подробнее с текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: https://docplayer.ru/27847384-L-v-belyaeva-nauchnyy-sotrudnik-nbuv-i-d-voychenko-nauchnyy-sotrudnik-nbuv.html

В 1840 году писателю, поэту, художнику, этнографу Шевченко было 26 лет, когда в Санкт-Петербурге вышла первая его книга «Кобзарь», скромное издание небольшого формата с одной иллюстрацией, подготовленной 22-летним другом Шевченко Василием Штернбергом.

В Петербурге книга вряд ли составила много шума. Разве что критика и друзья и возможные недруги откликнулись на нее. Вот, что писал барон Брамбеус в «Библиотеке для чтения»: «Малороссийские поэты, как нам кажется, не довольно обращают внимания на то, что они часто пишут таким наречием, которого даже не существует в России: они без церемонии переделывают великороссийские слова и фразы на малороссийский манер, создают себе язык небывалый, которого ни одна из всех возможных Россий — ни великая, ни средняя, ни малая; ни белая, ни черная, ни красная; ни новая, ни старая — не могут признать за свой, и на этой помеси слов хохлатых и бородатых, бритых и небритых, южных и северных, на этом гибридском диалекте хотят достигнуть поэтической славы». Следует отметить, что первая книга Т.Г. Шевченко напечатана на ярыжке (орфографии украинского языка, основанной на русских правилах чтения).

Обратили внимание на Шевченко и власти... В докладе начальника Третьего отделения А.Ф. Орлова говорилось: «Шевченко ... сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что все запрещенное увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрел между друзьями своими славу значительного малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С любимыми стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украйне существовать в виде отдельного государства...».

«В циркулярном распоряжении Департамента полиции 19 июня 1847 года сообщалось: «Государь император высочайше повелеть соизволил: напечатанные сочинения: Шевченки — „Кобзарь“, Кулеша — „Повести об украинском народе“, „Украина“ и „Михайло Чернышенко“, Костомарова — „Украинские баллады“ и „Ветка“ запретить и изъять из продажи. Министром народного просвещения предписано уже Цензурному ведомству не дозволять впредь перепечатывать означенные сочинения новым изданием».

Однако суровые критики не смогли предусмотреть важности выхода этой книги, а дальновидные «эксперты» Третьего отделения, как всегда, оказались правы. Уже во второй половине XIX века книга эта была одной из редчайших, и не многие собрания, даже весьма именитых библиофилов могли похвастать наличием первого издания «Кобзаря» на своих полках. Первый «Кобзарь» стал не только, по выражению некоторых из исследователей «библией украинского народа», не только заложил основы современной украинской литературы, но был и остается редчайшей и вожделенной книгой для многих библиофилов. Не случайно, цена на один из известных нам экземпляров, проданных на аукционе в Москве, составила примерно 270 тысяч долларов — лишь единицы книжных редкостей могут конкурировать с подобной ценой!

В сборник вошло восемь произведений: «Перебендя», «Катерина», «Тополь», «Мысль» («Зачем мне черные брови»), «К Основьяненко», «Иван Пидкова», «Тарасова ночь» и «Думы мои, думы мои, горе мне с вами», написанное специально для этого сборника, и являющееся как бы эпиграфом не только к этому изданию, но и ко всему творчеству Тараса Шевченко.

К лоту прилагается:

[Репринт] Шевченко, Т. Кобзарь. СПб.: В Тип. Е. Фишера, 1840. [Киев, 1976]. 1 л. фронт., 114, 2 с.

Бородин, В.С. Первое издание «Кобзаря» Тараса Шевченко. Про факсимильное издание «Кобзаря» 1840 года. [На укр. яз.] 36 с.

20,5×12 см. В издательском составном переплете, в издательской обложке и в футляре. В отличной сохранности.

Продажи «Кобзаря» 1840 г.: «Литфонд» № 2 — 11 000 000 руб.

Аукцион №204
13 февраля 2020 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги и географические карты

13 февраля Аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, меморабилий на общую сумму свыше 25 000 000 рублей.

Среди уникальных и редчайших лотов музейного уровня можно, в первую очередь, выделить:

  • Лот 1. Рукописное Четвероевангелие с Месяцесловом. [Вторая половина XVI в.]
  • Лот 3. [Национальное достояние] Тесинг, И. Введение краткое во всякую историю, по чину историчному от создания мира...[Амстердам: Тип. Яна Тесинга, 10 апреля 1699].
  • Лот 22. Кольцо, сплетенное из волос, по легенде принадлежавшее Наталье Николаевне Гончаровой и подаренное ею своему жениху — А.С. Пушкину. [1829-1830].
  • Лот 28. [Львовское издание] Шевченко, Т. Кобзарь. СПб.: В Тип. Е. Фишера, 1840 [Львов, 1914].
  • Лот 40. [Один из десяти спасенных экземпляров] Жадовский, П. Житейские сцены. М.: Тип. С. Селивановского, 1859.
  • Лот 61. [Запрещенная и уничтоженная «вредная» книга] Шерр, И. Человеческая трагикомедия. Очерки и картины Иоганна Шерра. М.: Тип. И.И. Родзевича, 1877.
  • Лот 79. [Скандальная книга из библиотеки императора Александра III] Бильбасов, В. История Екатерины Второй. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1890.
  • Лот 101. [Тираж 50 экз. Библиографическая редкость] Успенские, М.И. и В.И. Древние иконы из собрания А.М. Постникова. СПб.: При СПб. Археологическом институте, 1899.
  • Лот 119. [Экземпляр № 1 из 3] Минцлов, С.Р. Редчайшие книги, напечатанные в России на русском языке. СПб.: Тип. И.В. Леонтьева, 1904.
  • Лот 141. [Тираж 32 экземпляра из собрания художника В. Дувидова] Рисунки танцев Айседоры Дункан / худ. А. Дюнуар де Сегонзак. Париж: A la belle edition, 1910.
  • Лот 162. [Легендарное издание русского авангарда] Гончарова, Н.С. Мистические образы войны. 14 литографий / Наталия Гончарова. М.: Издание В.Н. Кашина, 1914.
  • Лот 323. Маревна (Воробьева-Стебельская) Мария Брониславовна (1892–1984). Портрет Ильи Эренбурга. Дат. Май, 1960.

Предпоказ в офисе Литфонда по адресу: Нижний Кисловский пер., д. 6/2 с 4 по 12 февраля с 11 до 20 часов, ежедневно кроме воскресенья и понедельника. Аукцион пройдет там же 13 февраля в 19 часов.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 138

Девушки из Нагасаки

  • Япония. Фотоальбом видов и типов. Кон. XIX — нач. ХХ в. 50 фот. на 25 листах. 35×27 см. В переплете с лакированными инкрустированными крышками ...
Лот 19

Ушел в партизаны и не вернулся…

  • [Первый партизан России] Давыдов, Д.В. Опыт теории партизанского действия / сочинение Дениса Давыдова. 2-е изд. М.: Тип. С. Селивановского, 1822. XV, [1], 210, [2] c., 7 л. ...
Лот 212

Ленин и металлисты?

  • [Мы нищие и некультурные люди. Не беда!] Ленин и металлисты (Статьи, воспоминания, фотографии). М.: Издание ЦК В.С.Р.М., 1924. 91, [1] с., ил. 26×17,2 см. ...
Лот 40

Сгоревшие житейские сцены…

  • [Один из десяти спасенных экземпляров] Жадовский, П. Житейские сцены. М.: Тип. С. Селивановского, 1859. 6, 432 с. 22,5×14 см. Во владельческом ...
Лот 255

Нью-Йорк, Нью-Йорк…

  • [Советский конструктивизм на экспорт] New York. [Сборник] / ред. И. Кашкин, худ. Ф. Тагиров. [На рус. и англ. яз.] М.; Л., 1933. 160, 24, 32, 4 с., 2 л. ил.: ил. ...
Лот 119

Один из трех…

  • [Экземпляр 1/3] Минцлов, С.Р. Редчайшие книги, напечатанные в России на русском языке. СПб.: Тип. И.В. Леонтьева, 1904. 50 с. 24,4×17,3 см. В издательской ...
Лот 297

Какой была Советская Грузия?

  • [Парадный альбом] Советская Грузия. 1921-1951 / фот. Я. Халип, Е. Халдей и др., оформ. Д. и В. Кутателадзе. М.; Тбилиси: Заря Востока, 1951. 278 л. ил. [= 556 с.] ...
Лот 186

На страх мировой буржуазии

  • Плакат «Из огня революции встает красный доброволец на страх мировой буржуазии». [Новороссийск]: Изд. Черномор. окр. отделения «Центропечать»; ...
Лот 301

Наш дорогой Ци Байши…

  • [Прижизненное издание] Ци Байши. Альбом рисунков. [На кит. яз.]. Пекин, 1952. 1 л., 22 л. ил. 32×22 см. Альбом сброшюрован в форме традиционной ...

    Ближайшие аукционы