ЗавершёнАукцион № 240, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №240
    20 июня 2020 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги и географические карты

    20 июня Аукционный дом «Литфонд» представит собрание из 335 редких книг, гравюр, автографов, фотографий и плакатов. Среди редких изданий, выставленных на торги, книги середины XVII — начала XX века. Представляем вашему вниманию небольшой обзор топ-лотов предстоящих торгов.

Лот 44

лот 44
Каталог аукциона
[От Премацци до Степанова] Альбом оригинальных рисунков из «дворянского гнезда» помещиков Степановых. 40 рисунков на 33 листах художников: П. Сорокина, П. Степанова, П. Бориспольца, Яненко, Е. Мейера, В. Каменена, Штернберга и др. Калужская губ., Мещовский уезд, с. Шалово (Троицкое). Сер. XIX в.
Стартовая цена:
100 000 руб. €1 000 $1 080
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 29 марта
  • Евро99.71 руб.
  • Доллар США92.26 руб.
Финальная ставка:
200 000 руб. €2 010 $2 170
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 29 марта
  • Евро99.71 руб.
  • Доллар США92.26 руб.
просмотров: 1 333

[От Премацци до Степанова] Альбом оригинальных рисунков из «дворянского гнезда» помещиков Степановых. 40 рисунков на 33 листах художников: П. Сорокина, П. Степанова, П. Бориспольца, Яненко, Е. Мейера, В. Каменена, Штернберга и др. Калужская губ., Мещовский уезд, с. Шалово (Троицкое). Сер. XIX в. Все рисунки дублированы на золотообрезанные альбомные листы 43×32 см.

1. Летний дом в Ярославле близ лагеря / худ. Н. Орехов. 1853. Акварель, белила.

2. Мост Сен-Мишель. Без подписи. Акварель.

3. Птицы. Без подписи. Акварель.

4. Библейский сюжет / худ. П. Сорокин. Акварель, белила.

5. Детский портрет: Филипп на 3-м году, называвший П. Сорокина — Эйокинз / худ. П. Сорокин. Троицкое, 23 сентября 1859. Карандаш.

6. Троицкая ярмарка / худ. П. Сорокин. 30 августа 1859. Карандаш.

7. Портрет В. Степановой [Веры Александровны Степановой, урожд. Слуцкой] / худ. П. Степанов. Карандаш.

8. Портрет В. Степановой [Веры Александровны Степановой, урожд. Слуцкой] / худ. П. Степанов. Карандаш.

9. Катя и ее кормилица Констанция / худ. П. Степанов. 17 сентября 1859. Карандаш.

10. Портрет [старухи] Ульяны [нрзбр] / худ. П. Степанов. 20 ноября 1859. Карандаш.

11. Портрет П.В. Гусева / худ. П. Сорокин. 18 ноября 1859. Карандаш.

12. Барский дом / худ. П. Сорокин. 1859. Карандаш.

13. Троицкая церковь / худ. В. Степанов. Карандаш, белила.

14. Библейский сюжет / худ. П. Сорокин. 1860. Карандаш, тушь, акварель.

15. Снежные избы / худ. В. Степанов. Карандаш.

16. Вид на форт Рикарди. Без подписи. Карандаш.

17. Приморский пейзаж. Подпись: На память А. Кольд. Карандаш, акварель.

18/19: Пейзажи уездного города / худ. Яненко. Акварель.

20/21: Уездный город. У степняков / худ. Яненко. Акварель.

22/23: В горах / худ. Яненко. Дат. Май 1823. Акварель.

24: Детский портрет: Тунгуз Майанс / худ. Яненко. Карандаш, сангина.

25. Портрет: Няня в Красноярске / худ. Яненко. Карандаш, уголь, сангина.

26/27: Сельские пейзажи / худ. Премацци. 1870. Акварель.

28/29: Уличные типы / худ. П. Борисполец. Акварель, карандаш.

30: Девушка и ослик / худ. Штернберг.

31/32/33: Библейский сюжет / худ. П. Борис[полец]. Карандаш; Птица / худ. Н. Северцов. 7 июля 1863. Карандаш; Домашние животные / худ. П. Борисполец. Карандаш.

34. Руины крепости / худ. Beaujou. Карандаш.

35. Ослик / худ. Е. Мейер. Масло.

36. Заготовка двор / худ. В. Каменев. Акварель, карандаш.

37. Деревенский двор. Без подписи. Акварель.

38. Одинокая корова / худ. В. Каменев. 1859. Акварель.

39. Автопортрет В. Каменева. Масло.

40. Морской пейзаж. Подпись неразборчива. 1863. Карандаш, белила.

Предположительно, на основании подписей, сюжетов и датировок представленные рисунки могут принадлежать следующим художникам:

1. Павел Семенович Сорокин (1839–1886) — художник, график, академик Императорской Академии художеств. К.А. Коровин вспоминал, что, выбирая педагога, он пошел в мастерскую Евграфа Сорокина, т.к. у Павла ученики «иконы пишут». В альбоме представлены два рисунка за подписью «П. Сорокин» с библейскими сюжетами. На одном из рисунков ангел очень походит на ангела одной из самых известных его картин — «Явление Ангела праведному Симеону».

2. Егор Егорович Мейер (1823–1867) — художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств. В 1841–1842 гг. он участвовал в экспедиции географа и геолога П.А. Чихачева по Восточному Алтаю и Западному Саяну «для снятия видов с натуры». В начале 1845 года он был направлен на Кавказ, в качестве художника при графе М.С. Воронцове. Весной 1852 года отправился на этюды в Крым, где пробыл полтора года, в 1855 году совершил путешествие по Сибири и Дальнему Востоку. Работал с известными исследователями Дальнего Востока, иллюстрировал книги исследователя Р.К. Маака о его путешествиях на Амур и Уссури.

3. Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (итал. Luigi Premazzi; 1814–1891) — российский акварелист итальянского происхождения, академик и профессор акварельной и перспективной живописи Императорской Академии художеств. Премацци был одним из наиболее плодовитых акварелистов-живописцев. Многие его акварели украшали альбомы членов императорской фамилии и знатных аристократов.

4. Платон Тимофеевич Борисполец (1805-1880) — живописец и литограф. Работал во многих жанрах — пейзажист, жанрист, портретист, также писал картины на библейские и исторические сюжеты и иконы.

5. Николай Алексеевич Северцов (1827–1885) — художник, зоолог и путешественник. В 1846 г. окончил Московский университет, где впоследствии и работал. С 1857 г. принимал участие в экспедициях в Среднюю Азию: исследовал центральную часть Тянь-Шаня, пустыню Кызылкум, собрал обширный материал по флоре и фауне Памира. В альбоме представлен его рисунок «Птица» (№ 32).

6. Валериан Константинович Каменев (1822–1874) — живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств. Работы В.К. Каменева имеются в Государственной Третьяковской галерее, Таганрогской картинной галерее, Сочинском художественном музее. Он работал как пейзажист — писал виды Петербурга и окрестностей, Финляндии. Кроме того, писал портреты, в т.ч. Павла I, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны, принца П.Г. Ольденбургского для различных государственных учреждений.

7. Яков Феодосиевич Яненко (1800–1852) — портретный живописец, академик Императорской Академии художеств. Именно Якова Федосеевича изобразил Карл Брюллов на знаменитом «дружеском шарже» «Ночной смотр Яненки» ( https://www.litfund.ru/auction/55/23/ ). В альбоме представлены два портрета, подписанных «Яненко». Был завсегдатаем литературно-художественных «сред» на квартире Нестора и Платона Кукольников, где собирались К.П. Брюллов, М.И. Глинка, И.А. Крылов, писатель и переводчик А.Н. Струговщиков, карикатурист Н. Степанов и многие другие.

В середине XVIII века судьей Серпейского суда П.С. Степановым была основана усадьба Зеновка. После кончины мужа в 1791 году его вдова, Пелагея Степановна, купила соседнее село и усадьбу Шалово (Троицкое), составившее с Зеновкой единое имение. 4 мая 1781 года здесь родился поэт, участник Отечественной войны Александр Петрович Степанов (1781-1837), который в 1822 году был назначен на должность губернатора Енисейской губернии. В 1831 г. Степанов по доносу был смещен с губернаторства без права занятия высоких постов, тогда же вернулся в Шалово (Троицкое) Калужской губернии, сочинял стихи, романы, стал автором «Описания Енисейской губернии».

В середине XIX века усадьбой владел внук ее основателей знаменитый художник-карикатурист Николай Александрович Степанов (1807-1877). В 1821 году вместе со своим братом, будущим генерал-лейтенантом и царскосельским комендантом Петром Александровичем (1805-1891) он был определен в Московский университетский благородный пансион. В 1827 году Николай Александрович назначен в Красноярск, на службу в Главное управление Восточной Сибири. В Красноярске начал рисовать карикатуры. В 1832 году уехал в Санкт-Петербург, где в течение многих десятилетий оформлял своими работами книги, журналы, альманахи и др. печатные издания. Возможно, именно его брату — Петру Александровичу Степанову принадлежат рисунки №№ 7-10.

В усадьбе имелись коллекции живописи, графики, скульптуры и оружия, ценная мебель и библиотека, судьба которых неизвестна.

В 1928 г., Троицкую церковь закрыли, колокола сбросили и отвезли в Калугу на переплавку. Вскоре на втором этаже храма устроили клуб, а нижний этаж отдали под зернохранилище и склад запасных частей для тракторов. Усадебные постройки утрачены во время Великой отечественной войны. Ныне сохранились заброшенный двухэтажный главный дом, Троицкая церковь 1806 года, остатки парка.

Аукцион №240
20 июня 2020 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги и географические карты

20 июня Аукционный дом «Литфонд» представит собрание из 335 редких книг, гравюр, автографов, фотографий и плакатов. Среди редких изданий, выставленных на торги, книги середины XVII — начала XX века. Представляем вашему вниманию небольшой обзор топ-лотов предстоящих торгов.

Известный советский библиофил А.И. Маркушевич в своих воспоминаниях «Жизнь среди книг» пишет о том, что уже во времена издания романа Лажечникова «Ледяной дом» в 1835 г. книга Крафта «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санктпетербурге в Генваре месяце 1740 года Ледяного Дома и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов...» (1741), представленная на торгах, была большой редкостью. Библиограф Лонгинов в 1857 г. писал в «Московских ведомостях»: «Книга эта так редка, что остается только позавидовать тому, кто ее видел». Среди не менее ценных изданий XVIII века можно упомянуть и «Книгу Степенную Царского родословия» (1775) Г.Ф. Миллера. «Степенная книга» — один из крупнейших памятников русской исторической литературы XVI в., повествующий о русской истории с древнейших времен до 1560-х гг. Все без исключения библиофилы и библиографы XIX-начала XX века относили это издание к категории редких и ценных книг, а знаменитый книгопродавец Соловьев даже поместил ее в свой наиболее известный каталог № 105. Также редка и книга И.М. Снегирева «Памятники московской древности» с 3 планами Москвы, 23 картинами по рисункам академика Солнцева и 18 гравированными и литографированными рисунками. В каталоге у библиографа Березина отмечено: «Книга достойна внимания как по своему содержанию, так и по изданию. В полном виде встречается редко».

Уникальной музейной ценностью обладает коллекция собственноручных писем Великих князей Романовых: Марии Федоровны, Сергея Александровича, Константина Константиновича, Елизаветы Федоровны, Владимира Александровича, Марии Павловны, Ольги Александровны и других, а также фотография Великого князя Дмитрия Константиновича с его автографом. Дмитрия Константиновича в числе других титулованных особ расстреляли в январе 1919 года как заложников в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии; канонизирован Русской православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских.

Среди изданий русского авангарда отметим особый экземпляр поэтического сборника «Пета» (1916) в обложке из мешковины: в книгу, в том числе вошло стихотворение Велимира Хлебникова «Девы и юноши, вспомните...», а также альманах «Обвалы сердца» (1920), куда вошли несколько стихотворений Осипа Мандельштама. К редкостям музейного уровня можно отнести и парижскую фотографию Владимира Маяковского, которую сделал в 1925 году русско-французский фотохудожник, личный фотограф Огюста Родена Петр Иванович Шумов. В 1920-х гг. Шумовым создана целая галерея фотопортретов известных русских деятелей культуры, в основном, оказавшихся в эмиграции: Бакста, Бальмонта, Волошина, Гончаровой, Ларионова, Прокофьева, Стравинского, Цветаевой и многих других.

Предаукционный показ состоится с 16 по 19 июня по предварительной записи, аукцион пройдет 20 июня в 19 часов.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 21

Виды Сибири в Литфонде

  • Альбом гравюр и карт из «Сибирского Вестника» Григория Спасского. [1818-1824]. 29 л. грав. ил., карт., табл. 19,6×24,7 см. В глухой обложке эпохи. ...
Лот 104

Кузмин и Сомов в муаре

  • [В роскошном муаровом переплете] Кузмин, М. Приключения Эме Лебефа / оформ. К. Сомова. М., 1907. 147, [4] с. 14,4×11 см. В роскошном муаровом переплете. ...
Лот 14

Из каталога Соловьева № 105

  • [Библиографическая редкость из каталога Соловьева № 105] Миллер, Г.Ф. Книга Степенная Царскаго родословия, содержащая Историю Российскую с начала оныя ...

    Ближайшие аукционы