[Уника] Рукописная книга А.М. Ремизова с его рисунками: Без предмета / А. Ремизова. Из IV части «Оли». Голова Львова. Париж, 11.IV.1934. Бумага, картон, тушь. 23 л.: ил. 29,8×19,6 см. Авторский картонаж, обтянутый тканью. Блок чистый. Очень хорошая сохранность.
Текст написан каллиграфическим почерком на одной стороне листов. Помимо текста рукопись включает: 3 полностраничных рисунка тушью на отдельных листах, 7 рисунков в тексте, 1 автопортрет («Portrait de l’auteur / Alexei Remisov / mein Selbstbildnis»; 11×7,3 см), наклеенный на лист картона, и рисованную виньетку, наклеенную на последний лист рукописи.
На л. 21 текст: «„Без предмета“ переписал из неизданной IV-ой Части Оли / „Голова Львова“ / [монограмма] / 11.IV.1934/ Paris».
Книга Алексея Михайловича Ремизова (1887-1957) «Оля» писалась более десяти лет. Первая часть ее «В поле блакитном» вышла отдельным изданием в 1922 году (Берлин, «Огоньки»). В 1927 году к ней были добавлены еще две главы, и книга уже под заглавием «Оля» была издана в Париже; в примечаниях было указано, что «Четвертая и последняя часть подготовляется». Но эти части не были изданы еще около 25-ти лет. В одном из писем этого времени Ремизов сетовал: «...у меня готовы две книги — „Голова Львова“ (IV и V-ая часть Оли) и „Учитель музыки“, — а издать никто не берет, да так и до сих пор не изданы». Книга «Оля», получившая в окончательном виде название «В розовом блеске», была издана только в 1952 г. в Нью-Йорке Издательством имени Чехова, правда без первой части («В поле блакитном») — в связи с превышением объема, желательного для издательства.
На протяжении долгих лет эмиграции Ремизов не мог найти издателя своим книгам. Как говорил сам Алексей Михайлович, «...18 лет не мог найти издателя. Последняя моя книга „Образ Николая Чудотворца“ в 1931 году, и только в 1949-м — „Пляшущий Демон“». Именно по этой причине писатель обратился к созданию и оформлению рукописных альбомов, каждый из которых уникален.
О своих рукописных книгах Ремизов писал: «...я не художник, а рисую картинки и иллюстрирую свои рукописные альбомы, и Марья Исааковна Барская и Тамара Ивановна ходят с этими альбомами по знакомым и незнакомым...»
«Друзья Ремизовых обходили по адресам состоятельных людей, любителей искусства, или просто лиц, желавших помочь нуждавшемуся писателю. Это было нелегкое дело, требовавшее от людей самоотверженности. Продажа альбомов помогала иногда Ремизовым прожить в самые трудные моменты» (Резникова. С. 74).
«Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно» — говорил Юрий Анненков.
Рукописный памятник эпохи заката русского символизма. Представляет исключительную коллекционную ценность музейного уровня.
В открытой продаже на российском антикварном рынке подобная рукописная книга А.М. Ремизова появлялась лишь однажды, в 2016 году: «Литфонд» № 10, сес. 2 — 9 500 000 руб.