[Название придумал Сталин, а Эйзенштейн крестил ребенка в молочном сепараторе] Фотография: «Эйзенштейн на съемках фильма Генеральная линия (Старое и новое)» / фот. Д. Дебабов. 1928. 26×17,7 см. Выполнено с авторских негативов в конце 1940-х годов. В отличном состоянии. На обороте штампы «Фото Д.Г. Дебабова» и «Издательство Искусство».
На снимке Эйзенштейн опускает в чашу сепаратора, как в крестильную купель, дочь главной героини «Генеральной линии». Виктор Шкловский в книге об Эйзенштейне заметил, что в этом снимке смешное, пародийное совместилось с серьезным. Ведь сепаратор с его чашей, на мгновение ставшей крестильной купелью, призывал в фильме крестьян к новой жизни.
«Старое и Новое» или «Генеральная линия» — немой художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном в 1929 году. Агитационный фильм-эпопея. В сентябре 1926 года Сергей Эйзенштейн заключил договор с «Совкино» на написание сценария для фильма о социалистическом переустройстве деревни и о проведении съёмок с 1 октября 1926 года до 1 февраля 1927 года. В ноябре Эйзенштейн выехал в Баку на первые съемки, которые начались в Муганских степях, продолжились в Ростове-на-Дону и в декабре — на Северном Кавказе. Сценарий, однако, ещё не был готов. Постановка была приостановлена на полтора года, и только после выпуска «Октября» Эйзенштейн вновь вернулся к «Генеральной линии».
Законченный в начале 1929 года фильм, документально показавший ужасающую нищету и отсталость деревни, был подвергнут цензурным переделкам и по личному указанию Сталина назван «Старое и новое», а уже в 1930-м снят с экрана как «идеологически ошибочный».
Сюжет картины весьма традиционен для агитационного фильма. Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина вместе с участковым агрономом и бедняками организовывает в деревне молочную артель. Однако коллективизации активно сопротивляются местные кулаки. Не все бедняки понимают смысл товарищества и объединения нищих. На помощь деревне приходят рабочие-шефы, которые помогают артели получить первый трактор. В финале картины десятки тракторов пашут артельную землю, за рулем одного из них — Марфа Лапкина.
Дмитрий Георгиевич Дебабов (1899–1949) — советский фотограф и журналист. В 1921-1925 годах он актёр «Первого рабочего театра Пролеткульта», руководителем которого в то время был Сергей Эйзенштейн. Именно Эйзенштейн побудил Дебабова заняться фотографией.