О свободной любви
Коллонтай, А. Любовь пчел трудовых. Из серии рассказов: «Революция чувств и революция нравов». М.; Пг.: Гос. изд., 1924. 224, 209-305 с. 16,5×10,5 см. В блок дважды вплетены с. 209-224. Издательский картонаж с тканевым корешком. Потертости, блок расшатан, с. 19-30 разорваны, блок преимущественно чистый.
Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952) — русская революционерка и советский дипломат. Одна из самых последовательных российских феминисток, отстаивавшая право женщины на свободу любовных отношений. Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила свою беллетристику, например рассказы, вошедшие в представленный сборник, в которых она описывает раскрепощенных женщин, не желающих связывать себя семьей. Подобные свободные взгляды Коллонтай привели к тому, что ее обоснованно объявили автором теории стакана воды.
Из критической статьи Финогена Буднева «Половая революция»: Новая книга рассказов-романов Коллонтай «Любовь пчел трудовых» сугубо обязывает нас остановиться на ее творчестве. Ибо в этой книге дано изображение нашего партийного «сегодня», дана оценка новых «половых нравов» и поставлен прогноз «будущего брака».
В рассказе «Любовь трех поколений» дано диалектическое изображение эволюции половых чувств, половых нравов и половой морали — на протяжении трех, ближайших нам, поколений.
Типичная земская культурница 90-годов, Мария Степановна Ольшевич — по любви — вышла замуж за полковника, была счастлива, имела уже двух сыновей. Но «судьба свела ее с земским врачем» — красивым мужчиной, да еще читавшим те же книги, что и она читала, да еще любившим мужичка. Понятно, что все это должно было привести к одному: «В один жаркий летний вечер» Мария Степановна «очутилась в об’ятьях» земца-врача.
Значит — вторая любовь, не узаконенная старой половой моралью. В свое время — гордиев узел.
Как передовой человек своего времени, Мария Степановна разрубила этот узел — перешагнула через все морально-половые преграды. Бросила полковника и ушла к врачу, от которого родила дочь. А когда, после долгой совместной жизни, увидела своего врача в об’ятьях скотницы, бросила и врача.
Выросшая дочь Ольшевской, Ольга Сергеевна Веселовская, оказалась более революционной в области половых чувств и более радикальной по части ломки половых нравов. Она тоже по любви сошлась с революционером марксистом. Под его влиянием стала большевичкой. А затем ее потянуло к радикалу инженеру М. — тоже женатому. Любовные чувства Ольги Сергеевны к обоим мужчинам были столь сильны что она жила половой жизнью то с одним, то с другим. При чем инженер не оставлял половой связи и со своей женой. Так все четверо и канителились, пока всех разделила Революция 1905 года. Инженер остался при законной супруге, а Ольга Сергеевна (на руках с дочкой от инженера) бросила инженера и своего «Константина».
За границей Ольга Сергеевна сошлась с третьим — с товарищем Рябковым. «В прошлом году» они «поселились в Москве». И взяли к себе дочку Ольги Сергеевны — Женю. А Женя уже стала «взрослой».
Жене 20 лет. Она тоже большевичка. Но в области половых чувств и половых нравов она перещеголяла не только бабушку, но и маму. Она ухитрилась пристроиться в качестве жены к супругу своей мамаши — к т. Рябову и, одновременно, жила половой жизнью с секретарем комсомольского парткома — с товарищем Герасимовым. И всех трех любила — и тов. Рябкова, и тов. Герасимова, и товарища маму.
Когда Ольга Сергеевна спросила Женю: от кого она забеременела, то бедная девочка не могла и сама толком определить — не то от тов. Рябкова, не то от тов. Герасимова. Так и ответила: — Не знаю!..«.
Продажи: «Литфонд» № 222 — 15 000 руб.