Клюев, Н. [автограф] Лесные были. Книга третья. М.: Кн-во К.Ф. Некрасова, 1913. 80 с. 16,5×12 см. В современном полукожаном переплете. «Лисьи» пятна.
На шмуцтитуле автограф Николая Клюева, адресованный отцу художника Анатолия Яр-Кравченко: «Дорогой Никифор Павлович — с ангелом. 1933. Ленинград. Н. Клюев». Под дарственной штемпельный экслибрис Н.П. Кравченко и штамп: «20 мар. 1933».
Семья Кравченко сблизилась с Николаем Клюевым через Анатолия Никифоровича, который называл себя «адъютантом» поэта. О первой их встрече на выставке художественного фонда в «Обществе покровительства художников им. Куинджи» Яр-Кравченко писал родителям : «(...) Осматривая выставку, я увидел пожилого человека с бородой (вроде Шевченко в ссылке), в свитке простой деревенской и сапогах (...). Старичок смотрит, а вокруг него мнутся люди, да какие люди, все интеллигенция. Слышу, заговорил, и знаешь, мама, как заговорил, как-то умно, осмысленно и толково. Посмотрел еще раз на старика и пошел смотреть в следующее отделение худ. Бухгольца. Хороший художник и колорист большой. Смотрю портреты всяких артистов, поэтов, вдруг вижу старика нарисованного. Читаю в каталоге номер такой-то, и что же оказывается? Клюев! Знаешь, что Есенина вывел в люди, т. е. в поэты. Вот мать честная! Подхожу к старику и кружусь, вроде как бы на картины моргаю, а куда к черту — на Клюева пялюсь! Смотрю, старичок подходит ко мне, спрашивает название карт. и заговаривает об искусстве. Проходили мы мимо нарисованного портрета, я возьми да и сравни их обоих, портрет и Клюева. Заметил это. Стали говорить, я сейчас же вклинил о Есенине. Вижу, старичок ко мне совсем душу повернул. Я о Клюеве: дескать, роскошь — стихи! О Кравченко заикнулся — знает, о Нестерове — еще лучше и т. д. В результате познакомились, он сказал: — Клюев, я — Кравченко».
А через год с помощью Клюева художник обрел псевдоним. Из письма: «Милые мои родители, я хотел бы с Вами разделить один сложный вопрос и получить согласие или совет. Сейчас, когда в Москве и Ленинграде до 8 известных Кравченко (певцов, художников, графиков, литераторов, артистов), я хочу изменить свою фамилию приставкой „Яр“. Я говорил с Коленькой, и он это придумал».
Спустя некоторое время вышла последняя прижизненная книга Клюева («Изба в поле») с посвящением Анатолию Яр-Кравченко. Как с Анатолием Никифоровичем, так и с его семьей поэт поддерживал тесную дружескую связь.
Экземпляр обладает коллекционной ценностью музейного уровня.
Турчинский, с. 246.