Брюллов Карл Павлович (1799–1852) «Ночной смотр Яненки». Шарж на друга художника Я.Ф. Яненко. Вторая половина 1830-х.

Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, тушь, лак, 19,5×12 см.

Без подписи. В нижней части рисунка надпись пером и чернилами: " Ночной смотръ / Яненки / рис. К. Брюловъ «.

Экспертное заключение О.С. Глебовой.

На шарже представлен близкий друг художника — живописец и акварелист Яков Феодосиевич Яненко (1800–1852). В один год с Брюлловым Яненко был принят в Академию художеств еще ребенком. В течение все жизни их связывали самые близкие отношения. В воспоминаниях друзей Яков Феодосиевич слыл человеком добродушным и мягким, но за любовь к вину получил кличку «Пьяненко», о чем упоминает в своем дневнике художник Аполлон Николаевич Мокрицкий («Дневник художника Мокрицкого». Москва, 1975. С.206). Вероятнее всего, карикатура была выполнена, когда Яненко вернулся из Италии и стал завсегдатаем литературно-художественных «сред» на квартире Нестора и Платона Кукольников, где собирались К.П. Брюллов, М.И. Глинка, И.А. Крылов, писатель и переводчик А.Н. Струговщиков, карикатурист Н. Степанов, и многие другие.

Выдающийся русский живописец первой половины XIX века. Он был ведущим историческим живописцем и портретистом своего времени, разработавший тип портрета-картины. Работал также в жанре акварельного портрета. Обращался к технике офорта. Был блестящим рисовальщиком, чьи рисунки чрезвычайно разнообразны по кругу тем, манере, техническим средствам. Художник использовал карандаш, черный мел, бистр, тушь, сепию, часто сочетая их с пером или кистью. В его творчестве встречаются строгие академические штудии, композиции в духе романтизма, выполненные бегло в свободной манере, с изображением поединков, всадников, восточные мотивы, к которым Брюллов часто обращался после путешествия на Восток, бытовые зарисовки.

Эстимейт: 1 200 000 – 1 300 000 руб.
Цена продажи: 1 900 000 руб.