ЗавершёнАукцион № 63, Сессия 1. Редкие книги, автографы, ...Подробнее
    Аукцион №63
    22 июня 2017 года

    Сессия 1. Редкие книги, автографы, фотографии и открытки. Великая Отечественная война: книги, фотографии, плакаты

    22 июня Аукционный дом «Литфонд» проведет две сессии аукциона, на которых будут представлены свыше 400 лотов на общую сумму около 20 миллионов рублей.

Лот 240

лот 240
Каталог аукциона
Андрей Платонов. Журнальные публикации и отдельные издания произведений в период с 1919 по 1984 год.
Эстимейт:
110 000 – 120 000 руб.
просмотров: 3 004
База знаний Литфонда

Андрей Платонов. Журнальные публикации и отдельные издания произведений в период с 1919 по 1984 год.

Пожалуй, ни один из русских писателей ХХ века не имел столь сложной и причудливой литературной судьбы, как Андрей Платонов (1899-1951). Начинал он как поэт и публицист в областных газетах. Довольно поздно дебютировал в столичных изданиях. Постоянно подвергаясь жесткой критике литературных функционеров и лично И.В. Сталина за ту или иную публикацию, регулярно находился под негласными запретами. Периоды, когда Платонов не мог напечатать ни строчки, растягивались порой на несколько лет.

В представленной подборке ясно виден его нелегкий путь в литературе.

  1. Степь. Стихотворение // журнал «Жизнь Железнодорожника». 1919, № 17-18. Одна из первых публикаций девятнадцатилетнего Платонова. Не находимый сегодня журнал. Первая публикация Платонова состоялась годом ранее.
    Стихотворение сопровождалось ироническим комментарием штатного рецензента: «А. Платонову. У вас есть способность, пишете вы гладко, но темы настолько мизерны, что не стоит труда выливать их в рифмы. (...) Проникнитесь важностью нашей исторической эпохи и в «станьте в ряды ее певцов. Гач».
    Еще более резким, откровенно издевательским был отзыв калужского журнала «Факел железнодорожника»: «Ваше „футуристическое“ стихотворение, иначе назвать нельзя, да кстати и без заглавия, поместить не можем, это ведь набор слов без всякой мысли (...)».
  2. Бучило. Рассказ. С краткой автобиографией и портретом // журнал «Красная нива». № 43 за 1924 год. Рассказ премирован на конкурсе журнала «Красная Нива». Первая серьезная публикация прозы в советской прессе, вызвавшая резонанс в литературной среде.
  3. [Три рецензии] Журнал «Октябрь мысли». № 1 за 1924 год. Три рецензии на журналы «Леф», «Звезда» и «На посту». Одна из первых публикаций рецензий. После этого не публиковал рецензий до 1937 года.
  4. Ямская слобода. Повесть // журнал «Молодая гвардия». № 11 за 1927 год.
  5. Происхождение мастера. Рассказ // журнал «Красная новь». № 4 за 1928 год. Первый из нескольких опубликованных при жизни автора отрывков из романа «Чевенгур». Примечательно, что в первом издании романа 1972 года в издательстве YMCA-PRESS, этот отрывок отсутствует. Исследователи связывают это с тем, что опубликованные при жизни автора отрывки позднее, зачастую, воспринимались, как отдельные произведения.
  6. Приключение. Рассказ. Чевенгур [отрывок] // журнал «Новый мир». № 6 за 1928 год.
    Этой публикацией автор остался недоволен: «В №-ре шестом напечатан мой рассказ „Приключение“. Я за него несу только часть ответственности, потому что он значительно изменен редакцией — в отношении размеров и внутреннего чувственного строя. Андрей Платонов. 11/VI-28. Просьба обязательно напечатать эти четыре строчки в 7 №-ре „Нового мира“. Просьба не была выполнена. Однако, по словам исследователей, „чем именно был возмущен Платонов, приходится только догадываться, т.к. в сравнении с известным текстом „Чевенгура“ правка в журнале незначительна“.
  7. Город Градов. Повесть // литературно-художественный сборник „Красной панорамы“. №№ 9 и 10 за 1928 год.
    Блюм № 623: „В сентябрьской и октябрьской книжках „Красной панорамы“ печаталась повесть Андрея Платонова „Город Градов“, подвергшаяся разгромной критике“.
  8. [В соавторстве с Б. Пильняком] Че-че-О. Областные организационно-философские очерки // журнал „Новый мир“. № 12 за 1928 год. Неразрезанные страницы с очерком. После этой публикации Платонов в первый раз подвергается серьезной критике, но основной мишенью пока служит его соавтор — Борис Пильняк. Появляется статья „О подпильнячниках“, где критике подверглись все заметные публикации Платонова („Город Градов“, „Бучило“ и др.). Он публикует ответ, где сообщает: » Б.А. Пильняк «Че-Че-О» не писал. Написан он мною единолично. Б. Пильняк лишь перемонтировал и выправил очерк по моей рукописи. Б. Пильняка нужно обвинять в другом, а за «Че-Че-О» нельзя«.
  9. Усомнившийся Макар // журнал «Октябрь». № 9 за 1929 год. Рассказ подвергся жесткой критике. Платонов в первый раз попал в серьезную опалу. Главный редактор журнала Александр Фадеев писал в письме Землячке: «В „Октябре“ я прозевал недавно идеологически двусмысленный рассказ А. Платонова „Усомнившийся Макар“, за что мне поделом попало от Сталина — рассказ анархистский...».
    В ноябре на заседании секретариата правления РАПП была заслушана информация В. Киршона о его разговоре с тов. Сталиным и была принята резолюция из 2 пунктов: «а) констатировать ошибку, допущенную редакцией „Октября“ с напечатанием рассказа Андрея Платонова „Усомнившийся Макар“; б) предложить редакции принять меры к исправлению ошибки. Выступить с соответствующей статьей».
    Статей было много, травля началась...
    В «Запрещенных книгах» А. Блюма (№ 374) приводится выдержка из критики рассказа: «Автор не понимает сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции...».
  10. Любовь к дальнему. Рассказ // журнал «Тридцать дней». № 2 за 1934 год. После разгрома «Усомнившегося Макара» в 1929 году Платонова практически перестают печатать. В 1931 году ему удается опубликовать повесть «Впрок», которая подверглась еще более жесткой критике. Платонов не может опубликовать ни строчки еще три года. Первая публикация прозы после многолетней опалы.
  11. [Статья] Пушкин — наш товарищ // журнал «Литературный критик». № 1 за 1937 год.
  12. Книга о великих инженерах. Обзор научно-популярного творчества Л. Гумилевского // журнал «Литературный критик». № 2 за 1937 год.
  13. Комсомольское племя. Сборник рассказов и очерков. М.; Л.: Изд. детской литературы, 1938. Опубликован отрывок из рассказа «На заре туманной юности» — «На крутом уклоне».
  14. Навстречу людям. По поводу романов Эрнеста Хемингуэя // журнал «Литературный критик». № 11 за 1938 год.
  15. Жизнь в семействе. Рассказ // журнал «Индустрия социализма». № 4 за 1940 год.
  16. Ты кто? // журнал «Дружные ребята». № 2 за 1941 год. Одна из немногих прижизненных публикаций автора в детской периодике.
  17. Сампо. Дерево родины // журнал «Новый мир». № 2-3 за 1943 год.
  18. Маленький солдат. Рассказ // газета «Красная звезда». 16 июня 1943. Подпись: Андрей Платонов. Действующая армия.
  19. Два дня Никодима Максимова. Рассказ // газета «Красная звезда». 29 июля 1943.
  20. Домашний очаг. Рассказ // газета «Красная звезда». 8 сентября 1943. Подпись: Андрей Платонов. Действующая армия.
  21. Сталинское племя. Сборник. М.: «Молодая гвардия», 1943. Опубликован очерк «Одухотворенные люди».
  22. Через реку. Рассказ пехотинца // газета «Красная звезда». 5 января 1944.
  23. Сержант Шадрин. История русского молодого человека нашего времени. Рассказ // журнал «Красноармеец». № 18 за 1945 год.
  24. Дни боевые. Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне. М.; Л.: Детгиз, 1945. Опубликован рассказ Платонова «Через реку».
    Блюм № 374: «Появление рассказов Платонова в периодической печати в годы Отечественной войны также неоднократно вызывало претензии цензурных и идеологических инстанций».
  25. В сторону заката солнца. Рассказы. М.: «Советский писатель», 1945. Последняя прижизненная книга прозы. Редка. Отсутствует в собрании О. Ласунского.
    Продажи: Аукцион «В Никитском» № 74 — 44 000 руб.
  26. Счастье вблизи человека. Рассказ // журнал «Огонёк». № 15 за 1947 год. В номере также опубликован отрывок из повести «Джан». Фактически, последняя прижизненная публикация прозы.
    В 1946 году Платонов в очередной раз попадает в серьезную опалу и практически перестает печататься: «После статей в «Литературной газете» и «Правде» Андрей Платонов подняться уже не смог, и все, что в последние годы жизни ни делал, за исключением обработки народных сказок, света не увидело. Впрочем, если быть совсем точным, то в 1947 году Платонова благодаря личному мужеству главного редактора А.А. Суркова несколько раз напечатал «Огонек». (Варламов, А. Андрей Платонов. 2013).
  27. [Рецензия на повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда] // журнал «Огонёк». № 21 за 1947 год.
  28. [Рецензия] Сказки русского народа // журнал «Огонёк». № 26 за 1947 год.
  29. Башкирские народные сказки / в обработке Андрея Платонова. Детгиз, 1947. Первая книга сказок в обработке Андрея Платонова. Редка.
  30. Финист — Ясный Сокол. Русская народная сказка / пересказал А. Платонов. М., 1948.
  31. Волшебное кольцо. Русские сказки / под ред. М. Шолохова. М.; Л.: Детгиз, 1950. Редка. Последняя прижизненная книга автора.
    Справедливо замечает знаменитый библиофил и исследователь творчества Платонова Олег Ласунский: «...При поддержке М.А. Шолохова появились книжки „Финист — Ясный Сокол“, „Волшебное кольцо“, а также „Башкирские народные сказки“. Как и большинство изданий для детей, они были тогда же зачитаны и канули в небытие. Мне так и не довелось пересечься с ними на долгом собирательском пути». (А.П. Платонов в печати. Из собраний О.Г. Ласунского и А.Я. Приходько в фондах Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина. Воронеж, 2011).
    Продажи: Аукцион «В Никитском» № 74 — 10 000 руб.
  32. Некролог на Андрея Платонова в Литературной газете от 6 января 1951 г. Газета разделена на два листа. Надрывы, следы от дырокола. Подписали: Фадеев, Шохолов, Твардовский и многие другие.
  33. Платонов, А. Избранные рассказы. М.: «Советский писатель», 1958. Первая книга прозы, изданная после 13-летнего перерыва и спустя 7 лет со смерти автора.
  34. Революционная поэзия (1890-1917). Л.: «Советский писатель», 1959. По непонятной причине, скорее всего, как следствие начинающейся «оттепели» и выхода предыдущего издания, в сборник помещено стихотворение пятнадцатилетнего Андрея Платонова «Любимой газете», датированное 1914 годом. Первая публикация стихов после почти 30-летнего (!) перерыва.
  35. Афродита. Рассказ. С портретом и заметкой Ф. Сучкова о Платонове «Редкостный талант» // журнал «Сельская молодежь». № 9 за 1962 год.
  36. Скрипка, рассказ почти фантастический // журнал «Сельская молодежь». № 1 за 1964 год.
  37. Разноцветная бабочка. Сказка // журнал «Костер». № 3 за 1965 год.
    «Хотя точное время ее написания неясно и впервые она опубликована в 1965 году в детском журнале „Костёр“, а не в „там“ или „самиздате“; к ней редко обращаются исследователи, но в этой сказке трагедия платоновского сына и его будущий труд в норильских шахтах отразились с недетской пронзительностью и откровенностью». (Варламов, А. Андрей Платонов. 2013).
  38. Котлован // журнал «Грани». № 70 за 1969 год. Первая публикация повести.
  39. Чевенгур. YMCA-PRESS, 1972. Первое отдельное издание романа. Редка.
    Продажи: Аукцион EU-RU № 4 (3.3.2017) — 50 000 руб.
  40. Шарманка. Пьеса. Ардис, 1975. Одно из первых изданий пьесы.
  41. Потаенный Платонов. Повесть и рассказы. Париж; Нью-Йорк: Третья волна, 1983.
  42. Старик и старуха. Потерянная проза. Мюнхен, 1984.
Аукцион №63
22 июня 2017 года
Аукцион завершён

Сессия 1. Редкие книги, автографы, фотографии и открытки. Великая Отечественная война: книги, фотографии, плакаты

22 июня Аукционный дом «Литфонд» проведет две сессии аукциона, на которых будут представлены свыше 400 лотов на общую сумму около 20 миллионов рублей.

В коллекцию аукциона вошло множество редких книг с необычными названиями и не менее интересным содержанием. Например, «Раздраженный муж, или Приезжие из Украины. Комедия в пяти действиях. Аглинское сочинение к Российским обычаям принаровленное» (1799), «Моя жертва Наполеону. Кривой коршун, притча, и Кузнецкой мост. [В стихах]» (1814), «Урок холостым, или Наследники. Комедия в стихах в одном действии» (1822), «Письмо, найденное по кончине надворного советника Артмона Взяткина / соч. Фон-Визина. О происхождении приказных крючков / соч. А. Сумарокова» (1841), «Правосудие и взятка. Сказка в двух главах. Глава первая: Вступление и историческое розыскание Взятки. Глава вторая: Встреча Взятки с Правосудием. [В стихах]» (1846) и многие другие

Среди редкостей, выставленных на торги, книга «Борис Годунов. Трагедия в трех действиях» М. Лобанова (1835). Несмотря на то, что поэт, член Императорской Российской Академии Михаил Евстафьевич Лобанов (1787-1846) работал над поэмой с 1825 года, современники неизбежно наперебой принялись сравнивать «лобановского» «Годунова» с «пушкинским». Книга стала настоящим яблоком раздора для литераторов той поры.

Не менее интересны единственная книга сына знаменитого историка Николая Михайловича Карамзина — поэта Александра Николаевича (1816-1888). «Борис Ульин. Повесть в стихах» (1839), автограф стихотворения Александра Вертинского «Прощальный ужин», экземпляр книги В. Маяковского «Про это» с автографом Лили Брик, записная телефонная книжка семьи писателя Виктора Борисовича Шкловского. коллекция из 39 самиздатовских машинописных книг с автографами поэта Н. Глазкова, автографы В. Короленко, И. Рукавишникова, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Ремизова, Э. Кроткого, В. Гиляровского, П. Антокольского, М. Зенкевича, А. Крученых, Н. Эрдмана, Ф. Раневской, И. Эренбурга, Е. Евтушенко, Р. Казаковой, Н. Матвеевой и многих других.

На второй сессии аукциона будут представлены лоты, которые являются частью уникальной коллекции знаменитого тамбовского библиофила Николая Алексеевича Никифорова (1914-2003). За тридцать пять лет он собрал богатейшую коллекцию коллекций автографов, редких фотографий, печаток, медалей, картин, газет, книжных знаков.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Ближайшие аукционы