Экземпляр с развернутым автографом автора — рукописью стихотворения «Бьют женщину»
Вознесенский, А. Мозаика. Стихи и поэмы. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. 72 с., портр. 14×10,5 см. В глухой издательской обложке. Суперобложка утрачена. На авантитуле и титульном листе Андреем Вознесенским записано стихотворение «Бьют женщину» . Авторские правки в тексте.
Первая книга. К экземпляру приложена ранняя фотография Вознесенского.
По утверждению владельца, экземпляр происходит из собрания Народного артиста СССР, мастера художественного слова (чтец) Дмитрия Николаевича Журавлева (1900-1991). На основании ряда косвенных признаков мы разделяем это мнение.
С Журавлевым Вознесенский познакомился в конце 1950-х годов в доме Пастернака. Посвятил ему стихотворение «Кассирша» в первом сборнике. Журавлев постоянно читал стихи Вознесенского на концертах.
Стихотворение «Бьют женщину» было написано в 1960 году. С учетом правки, которая не вошла в окончательную редакцию, можно предположить, что это первый беловой автограф стихотворения. Интересно отметить, что и остальные правки не были учтены в более поздних публикациях. Не менее интересна и правка в оглавлении сборника. Здесь вместо стихотворения «Кассирша» ошибочно стоит название «Прадед». Стихотворение «Прадед» было посвящено прапрадеду Вознесенского архимандриту Благовещенского собора в Муроме, а потом настоятелю собора в Петропавловской крепости Андрею Палисадову. Из «Мозаики» стихотворение «Прадед» было изъято цензором, так как поэт не скрывал восхищения перед своим предком и его служением церкви. «Прадед» был заменен на стихотворение «Кассирша», но в оглавлении эта замена не отразилась и значилось «Прадед». А в правке на нашем экземпляре это стихотворение значится как «Немые». В 1965 году в спектакле «Антимиры» на Таганке Любимов и Вознесенский объединили это стихотворение с «Уберите Ленина с денег» и под названием «Немые» оно исполнялось Золотухиным.
Уникальный экземпляр.