Минея праздничная [MENOLOGION]. Венеция, 19.01.1538. Божидар Вукович, Моисей печатник. [1]—[432] = 432 л. 2°.

Набор: строк 32. Набор в 2 столбца. Шрифт: 10 строк = 60,72 мм.

Иллюстрации (гравюры на дереве) — 34 оттиска с 32 досок. Орнамент: заставок 85 с 17 досок, инициалов 173 с 37 досок.

Печать в две краски. Фолиации нет, сигнатуры кирилловскими числами и латинскими буквами на лицевой стороне первого, второго, третьего и четвертого листа каждой тетради; римскими числами на втором, третьем и четвертом листе каждой тетради; кирилловскими числами — на оборотной стороне последнего листа каждой тетради.

Немировский I, 67. 19 экземпляров (без фрагментов) в государственных хранилищах бывшего СССР, в т.ч. в РФ — 18, в частных собраниях не зафиксирован.

Хорошая сохранность блока. Утрачены первая тетрадь, тетради 43–54. Также несколько листов утрачены из тетрадей 23(1), 36(1) и 42(7). В тетради 17 утрата восполнена на 6 листах вержированной бумаги XVI в. формата folio профессиональным мелким сербским полууставом в два столбца чернилами в два цвета. У нескольких листов были вырезаны по контурам гравюры (см. тетради 5, 6, 8–10, 14, 24, 27, 29, 31, 41). Утрата или повреждение нижних правых углов у некоторых листов в тетр. 6–7, 10, 16, 23, 29 и ряде иных. У многих листов в середине блока небольшое сквозное отверстие в нижнем правом углу. Встречаются малозаметные следы воздействия влаги (преимущественно на полях листов), пятна воска на листах.

Переплет: был утрачен, блок цельный, помещен в профессионально выполненный новый деревянный футляр-ковчег (верхняя и нижняя крышки на кожаных ремнях).

Записи: служебные пометы чернилами поздней сербской скорописью (тетр. 24).

Праздничная Минея Божидара Вуковича — один из самых знаменитых славянских кириллических палеотипов. В этой книге были приведены сведения о самом печатнике, работавшем на Вуковича — Моисее, одном из нескольких печатников, трудившихся в разные периоды в издательстве Божидара Вуковича. Именно Божидар впервые в славянской ойкумене сумел организовать стабильно функционировавшее издательское дело, которое оказало огромное влияние на книжную культуру Балкан и сопредельных территорий и стало поистине выдающимся достижением. Почти до самого конца XVI в. семейное дело Вуковичей в Венеции не останавливалось благодаря его наследникам и продолжателям. В свою очередь, Божидар Вукович стал прямым продолжателем своих старших современников — Црноевичей, основавших черногорскую типографию в конце XV в. почти одновременно с первопечатником Швайпольтом Фиолем.

Типограф Моисей, работавший над Праздничной Минеей, был иеродьяконом из Дечанского монастыря. Эта ключевая для сербской церковной истории и духовной культуры обитель, располагавшая великолепной библиотекой, ныне находится на территории Косово. Праздничная Минея по праву считается одним из самых красивых типографских творений XVI в. в славянском мире. Новаторским был и тип изданной книги — впервые со станка вышла крайне необходимая в церковном обиходе служебная Минея, содержавшая службы на весь церковной год основным святым и праздникам. Конечно, в силу востребованности такой книги ареал распространения и дальнейшего использования этой Минеи выходил далеко за пределы Сербии. Издание отличается богатым художественным убранством, включающим многочисленные заставки, орнаментированные инициалы, гравюры с изображением святых и праздников, в которых прослеживается влияние южноитальянской и греческой школы. Это сочетание западноевропейских Ренессансных черт и древних традиций церковнославянской книжности вообще весьма присуще изданиям Вуковичей, как Божидара, так и его сына Виченцо. В одну из заставок помещен гербовый щит Божидара Вуковича. Минея 1538 г. еще с начала XIX в. была, среди прочих славянских кириллических инкунабул и палетотипов, предметом вожделения первых отечественных коллекционеров-библиофилов как особо ценный памятник славянской книжности.

Прилагается экспертное заключение РГБ.

Представляет коллекционный интерес.

Эстимейт: 1 100 000 – 1 200 000 руб.