Другая библиографическая редкость аукциона «Сны или Повести и рассказы дворянина Кукарику» П.А. Машкова в издательских обложках из особой части тиража, отпечатанной на лучшей бумаге «с бронзированным оттиском заглавной виньетки» в Санкт-Петербурге в 1843 году. Об авторе рассказов Петре Машкове (ок. 1807-1849) биографических сведений сохранилось крайне мало. В 1842 году он начал выпускать что-то вроде периодических листков под заглавием «Сплетни. Переписка жителя Луны с жителем Земли, издаваемая дворянином Кукарику». В листках печатались разные городские слухи и происшествия. В одном из номеров «Сплетен» Машков посмеялся над «недремлющим оком» генерала-губернатора П. Эссена, что тут же дошло до царя, который приказал издание запретить, а цензору Очкину сделать выговор. Таким образом, «Сплетни» и псевдоним автора «Кукарику» прославились и получили еще большую известность среди петербургских обывателей.
Николай Добролюбов, отзываясь на «современную» моду, писал в журнале «Современник»: «Между тем как Москва сетует и плачет в лице своего Гераклита, господина М. Дмитриева, в Петербурге каждый день появляются новые Демокриты, потешающие серьезную столицу своей веселостью, юмором, шутками и всякой всячиной. И Петербург решительно потешается в каждой гостинице, в каждой мелочной лавочке, на каждом перекрестке. Одно время эпидемия на смех была так сильна, что серьезных людей останавливали на улице и приставали к ним с ножом к горлу: смейся, да и только». Появление невероятного количества летучих листков весной 1858 года (в разных источниках описывается от 30 до 53 их наименований) объясняется успехом первопроходца — «Весельчака». Издатели листков преследовали чаще всего корыстолюбивые цели: листки расхватывались голодной публикой как горячие пирожки. Обычно «уличные» листки выходили в формате полулиста, внешне напоминая газету. Но бум на подобные издания цензоры остудили в самом скором времени. Совершенно подорвало существование листков официальное запрещение их уличной продажи. Как и всякие летучие издания, листки мало кем сохранялись. И поэтому в настоящее время в продаже они встречаются крайне редко. Представленные на аукционе 14 декабря листки «Раек», «Пустозвон», «Смех», «Смех и горе» или «Правда деда Федота, приносимая купцам торгашам, мужичкам простячкам и господам боярам, от внука его» — настоящие раритеты для любой книжной коллекции.
Другая ценность аукциона — это «Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка рода человеческого» Ф. Булгарина 1843 года с картинками, рисованными на камне В. Тиммом, литографированными Г. Полем. Чрезвычайной редкостью является и полный комплект издания В. Золотова «История России в картинках» для первого знакомства детей с отечественной историей (1863-1871 гг.). Рисунки к текстам 107 иллюстрированных рассказов из русской истории с Х в. до 1871 г. выполнены В. Верещагиным, А. Адамовым, Н. Негадаевым, Н. Кошелевым и гравированы на дереве Фрейндом.
По-настоящему уникальным является экземпляр «Записок о Московии» барона С. Герберштейна 1866 года издания с запрещенными цензурой местами. В экземпляре сохранены оригинальные страницы с Буллой Папы Александра и последовательной пагинацией. Москве посвящен еще один лот предстоящего аукциона — «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882-1883 гг.) Н. Найденова, московского предпринимателя, общественного деятеля, банкира и краеведа. Николай Найденов внес огромный вклад в развитие краеведения и истории Москвы. С целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов», Николай Александрович организовал фотосъемку всех сохранившихся храмов, церквей и монастырей города. Эта наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, легшая в основу книги, позволила донести до наших дней неповторимый облик столицы той поры.
Двенадцать выпусков «Материалов для русской иконографии» Д. Ровинского (1884-1891 гг., тираж 125 экз.) воспроизводят огромное количество редких, высокохудожественных картин, зачастую существовавших в единственном экземпляре: редчайшие портреты знаменитых людей, изображения древних народных костюмов, виды монастырей, городов. Еще современники Ровинского писали об издании, что «охотники на него, даже и по столь высокой цене, всегда будут встречаться, так как, благодаря исключительной точности воспроизведения и красоте, оно представляет собой истинную сокровищницу памятников гравировального искусства, выполненных русскими мастерами».
Одним из ярких лотов аукциона является экземпляр № 56 из крашенной части тиража книги С. Есенина «Исус младенец», изданной артелью художников «Сегодня» в 1918 году. Художественная артель «Сегодня» была организована в феврале 1918 года с целью «заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей детской литературы». В состав артели входили художники «левого» толка В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Любавина, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Лапшин, литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С. Есенин, Е. Замятин. Всего артель выпустила 13 книг и прекратила свое существование в 1919 году. Издания «Сегодня» относятся исследователями одновременно и к авангарду, и к новаторским образцам новой детской книги послереволюционных лет.
На декабрьском аукционе любители поэзии смогут приобрести рукопись стихотворения С. Есенина «И небо, и земля все те же...». Стихотворение записано чернилами на последней пустой странице книги «Учебник русской истории» М. Островского 1917 года издания. Серьезным коллекционерам книг Серебряного века безусловно будет интересна вторая книга стихов Н. Гумилева «Романтические цветы» (Париж, 1908 г.). Издание, выпущенное автором тиражом всего 300 экземпляров, отсутствует в доступных каталогах известных частных собраний и коллекций. Большую коллекционную ценность представляет собой и именной экземпляр № 34 сказки «Царь Додон» А. Ремизова с рисунками Л. Бакста (Обезьянья Великая Вольная Палата, 1921 г., тираж 333 экз.), принадлежавший В. Кантору.
Отдельного внимания заслуживает чрезвычайная редкость — предлагающиеся впервые рукописи культового произведения Ю. Анненкова «Дневник моих встреч. Фрагменты черновых рукописей двух глав» (Париж, 1961-1965 гг.) о Е. Замятине и М. Зощенко.
Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 5 по 13 декабря (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 14 декабря в 19:00 там же (в офисе Аукционного дома «Литфонд» по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2).
По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; + 7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/90s1; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com.