Рукописная книга стихов княжны Маруси Ширинской-Шихматовой в роскошном серебряном переплете. Нач. ХХ в. 36 л. 7×4 см. Миниатюрный альбом в серебряном переплете. Альбом закрывается при помощи карандаша, корпус которого также является серебряным. Без клейм. В альбом вложен лист, на котором карандашом начертано: «Стихи Маруси Ширинской-Шихматовой подарены мне 1922 г.».
У знаменитого охотника, автора множества популярных «охотничьих» книг и бывшего саратовского губернатора князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова было три дочери: Павла, Екатерина и Мария, чья книга стихов и представлена на аукционе.
Доля меня не удержит суровая,
Пусть я погибну с тоскою в борьбе...
Только томит меня дума тяжелая:
Бьется ли сердце в тебе?
Когда Великая княгиня Елизавета Федоровна открыла свою религиозно-филантропическую Марфо-Мариинскую Общину в Москве, то дочь князя Андрея Павла, или Паня, устремилась туда. Сестры общины носили серую монашескую одежду. Паня, появляясь в этом одеянии на улицах Москвы, обращала на себя всеобщее внимание. Очевидцы вспоминали, что ходила она всегда очень быстро, и ее высокая и худая фигура в развевающихся монашеских покрывалах была своеобразным знаком протеста советским безбожникам. Сестры Павла, Екатерина и Маруся безусловно бравировали своей принадлежностью к православию. Родственник их рассказал: «Я помню, как после своего первого ареста к нам пришла Маруся. Рассказывая моей матери, как ее допрашивали в ЧК, она с особым самодовольством передавала отдельные эпизоды своего разговора со следователем. Он спросил ее, какую церковь она обычно посещала? — Храм святого преподобного Сергия. — Это где? — спросил следователь. — У нас только один храм преподобного Сергия — на Большой Дмитровке. — Вы очень чтите этого Сергия? — Как же? Преподобный Сергий — это великий угодник Божий! — с восторгом и, можно сказать, с энтузиазмом бросает Маруся следователю свое „верую“ и при этом истово крестится».
Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей и попутно по закрытию церквей, три дочери Шихматовы были высланы, как активные церковницы, вместе с матерью Людмилой Карловной. Мать их попала в Тамбов, Павла в Красноярский край, а Катя (род. 1904) и Маруся (род. 1899) в Среднюю Азию, во Фрунзе [Пишкек, ныне — Бишкек]. По слухам, там они вместе с другими монашками делали ковры. А вскоре Катю, Марусю и всех «церковников» отправили куда-то зимой из Фрунзе в товарных вагонах и выгрузили на полустанке в Голодной степи, где никакого жилья не было. Почти все они там погибли от голода и холода.
Римский-Корсаков, А. Неистовые потомки Тамерлана. [Статья].