Добужинский, М.В., Яремич, С.П. Дневники с записями обоих художников.
Добужинский, М.В. Блокнот с рабочими набросками, размышлениями, эскизами М.В. Добужинского. [СПб., 1905]. [142] с., ил. 8,2×5,8 см. В издательском коленкоровом переплете. Был подарен художнику С. Яремичу М. Добужинским, покидающим Россию, о чем свидетельствует запись на последней странице рукой Яремича: «Наброски М.В. Добужинского получил на память от уехавшего художника 29.XI.1924. С.Я.». В блокноте собраны многочисленные рисунки, в том числе портреты Гржебина, Билибина, Сомова, Горького, Дягилева, Шаляпина; наброски интерьеров, фигур, уличных сцен; заставки и виньетки, эскизы к картинам, костюмам, комментарии художника.
Яремич, С.П. Два дневника художника с многочисленными записями и рисунками, в основном относящиеся ко времени его работы в Эрмитаже сначала в качестве заведующего отделением рисунков, с 1930 года — заведующего реставрационной мастерской Эрмитажа. 1920-1930-е гг. [230] с., 13×8 см; [142] с., 14,5×8,6 см. В дневниках художника речь идет об описании реставрационной деятельности Эрмитажа, о знаковых русских художниках, об институте экспертизы и антикварной деятельности, о коллекционерах и многом другом.
В книге «А.Н. Бенуа и его адресаты. Переписка с М.В. Добужинским (1903-1957)» (СПб.: Сад искусств, 2003) читаем: «Перед отъездом Добужинский подарил своему давнему другу Степану Петровичу блокнот с зарисовками, помеченный крайними датами: 27 июня — 13 октября 1905 года... Содержание блокнота проливает свет на его творческую лабораторию... Материалы блокнота можно условно разделить на три раздела. Первый — это записи. Список лиц, собиравшихся в Куокала для организации издания сатирических журналов. Среди них Горький, Андреев, Горнфельд, а также С. Юрицын — издатель газеты „Сын Отечества“. Он же выступил издателем сатирического журнала „Жупел“, а З. Гржебин — редактором. Отмечены объекты, которые следовало зарисовать. Это „Адмиралтейство и солдаты“, „Зимний дворец“, „Казанский собор“ и пр... После слова „Жупел“ следует фраза: „Все хорошо в природе, но человек — краса всей природы“. Через несколько страниц эта фраза повторяется под рисунком склонившегося крестьянина, потирающего ушибленное место. Вдали видна его убогая избушка. Обличительная направленность этого рисунка очевидна.
Второй раздел блокнота — это уже сами зарисовки с натуры: улиц, зданий, людей, костюмов. Зарисован пустынный коридор с надписью „Министерство“. Добужинский работал в комиссии по отчуждению имуществ в канцелярии Министерства железных дорог. Вероятно, коридор этого Министерства он и запечатлел. На других страницах зарисовки Чернышова моста, на развороте интерьер комнаты с датой: 15 августа 05 года, две зарисовки городового, два костюма жандарма... Все это — заготовки с натуры материалов для сатирических изданий. Самый примечательный в блокноте — третий раздел — портретные зарисовки современников...».
Представляет коллекционную ценность музейного уровня.