Рукописные книги, автографы, редкие издания на предновогоднем аукционе 14 декабря
На аукционе 14 декабря будет представлен целый ряд ценнейших изданий и рукописей музейного уровня. Среди них большая редкость - рукописная книга середины XVIII века «Учение и практика артиллерии или её внятное описание в нынешнем времени» курсиста саксонской артиллерии поручика Иоанна Зигмунта Бухнера, переписанная с редчайшего и очень популярного петровского издания 1711 года.
Величайшая редкость - издание «Генеральные сигналы, надзираемые в российском корабельном флоте Его Величества на российском и голландском языке» (Санкт-Петербургская типография, Лета Господня 1720). Книга использовалась моряками в повседневной практике, поэтому, несмотря на несколько переизданий, до наших дней сохранилось крайне малое количество экземпляров. Издание не описано в знаменитом каталоге Петрова, а Битовт писал о ней: «Величайшая редкость. Единственный экземпляр этого издания находится в Каб.[инетских] дел.[ах]…».
Исторический раритет аукциона - упоминание императора Иоанна Антоновича - объявление, посвященное поражению шведских войск под Вильманстрандом в ходе Русско-шведской войны 1741-1743 гг. Объявление относится ко времени правления Иоанна (VI) Антоновича (1740-1764). Император-младенец правил с октября 1740 по ноябрь 1741. Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Был свергнут Елизаветой Петровной, и провел почти всю жизнь в одиночном заключении. Личность бывшего государя и его краткое царствование вскоре подверглись закону об осуждении имени: 31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки. Лица, у которых обнаруживали такие монеты, или которые пытались ими расплатиться, подвергались пытке и ссылке как государственные преступники. Было также отдано распоряжение об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов, церковных книг и прочих документов с именем императора на новые. Часть этих документов сжигалась, а часть хранилась в опечатанном виде в архивах. Изъятию подвергались и пропагандистские материалы, например, опубликованные проповеди с упоминанием имени Иоанна, оды Ломоносова в его честь.
Другая библиографическая редкость аукциона «Сны или Повести и рассказы дворянина Кукарику» П.А. Машкова в издательских обложках из особой части тиража, отпечатанной на лучшей бумаге «с бронзированным оттиском заглавной виньетки» в Санкт-Петербурге в 1843 году. Об авторе рассказов Петре Машкове (ок. 1807-1849) биографических сведений сохранилось крайне мало. В 1842 году он начал выпускать что-то вроде периодических листков под заглавием «Сплетни. Переписка жителя Луны с жителем Земли, издаваемая дворянином Кукарику». В листках печатались разные городские слухи и происшествия. В одном из номеров «Сплетен» Машков посмеялся над «недремлющим оком» генерала-губернатора П. Эссена, что тут же дошло до царя, который приказал издание запретить, а цензору Очкину сделать выговор. Таким образом, «Сплетни» и псевдоним автора «Кукарику» прославились и получили еще большую известность среди петербургских обывателей. Николай Добролюбов, отзываясь на «современную» моду, писал в журнале «Современник»: «Между тем как Москва сетует и плачет в лице своего Гераклита, господина М. Дмитриева, в Петербурге каждый день появляются новые Демокриты, потешающие серьезную столицу своей веселостью, юмором, шутками и всякой всячиной. И Петербург решительно потешается в каждой гостинице, в каждой мелочной лавочке, на каждом перекрестке. Одно время эпидемия на смех была так сильна, что серьезных людей останавливали на улице и приставали к ним с ножом к горлу: смейся, да и только». Появление невероятного количества летучих листков весной 1858 года (в разных источниках описывается от 30 до 53 их наименований) объясняется успехом первопроходца - «Весельчака». Издатели листков преследовали чаще всего корыстолюбивые цели: листки расхватывались голодной публикой как горячие пирожки. Обычно «уличные» листки выходили в формате полулиста, внешне напоминая газету. Но бум на подобные издания цензоры остудили в самом скором времени. Совершенно подорвало существование листков официальное запрещение их уличной продажи. Как и всякие летучие издания, листки мало кем сохранялись. И поэтому в настоящее время в продаже они встречаются крайне редко. Представленные на аукционе 14 декабря листки «Раек», «Пустозвон», «Смех», «Смех и горе» или «Правда деда Федота, приносимая купцам торгашам, мужичкам простячкам и господам боярам, от внука его» – настоящие раритеты для любой книжной коллекции.
Другая ценность аукциона - это «Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка рода человеческого» Ф. Булгарина 1843 года с картинками, рисованными на камне В. Тиммом, литографированными Г. Полем. Чрезвычайной редкостью является и полный комплект издания В. Золотова «История России в картинках» для первого знакомства детей с отечественной историей (1863-1871 гг.). Рисунки к текстам 107 иллюстрированных рассказов из русской истории с Х в. до 1871 г. выполнены В. Верещагиным, А. Адамовым, Н. Негадаевым, Н. Кошелевым и гравированы на дереве Фрейндом.
По-настоящему уникальным является экземпляр «Записок о Московии» барона С. Герберштейна 1866 года издания с запрещенными цензурой местами. В экземпляре сохранены оригинальные страницы с Буллой Папы Александра и последовательной пагинацией. Москве посвящен еще один лот предстоящего аукциона - «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882-1883 гг.) Н. Найденова, московского предпринимателя, общественного деятеля, банкира и краеведа. Николай Найденов внес огромный вклад в развитие краеведения и истории Москвы. С целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов», Николай Александрович организовал фотосъемку всех сохранившихся храмов, церквей и монастырей города. Эта наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, легшая в основу книги, позволила донести до наших дней неповторимый облик столицы той поры.
Двенадцать выпусков «Материалов для русской иконографии» Д. Ровинского (1884-1891 гг., тираж 125 экз.) воспроизводят огромное количество редких, высокохудожественных картин, зачастую существовавших в единственном экземпляре: редчайшие портреты знаменитых людей, изображения древних народных костюмов, виды монастырей, городов. Еще современники Ровинского писали об издании, что «охотники на него, даже и по столь высокой цене, всегда будут встречаться, так как, благодаря исключительной точности воспроизведения и красоте, оно представляет собой истинную сокровищницу памятников гравировального искусства, выполненных русскими мастерами».
Среди автографов музейного уровня выделяется собственноручная записка А.П. Чехова, адресованная «Ее Высокоблагородию Евгении Михайловне Семенкович», соседке писателя в Мелихово. Известны всего четыре письма Чехова к Е.М. Семенкович. Местонахождение автографа этого письма до сих пор не было известно. Так же в каталог включен автограф Чехова на его книге «Дуэль».
Одним из ярких лотов аукциона является экземпляр № 56 из крашенной части тиража книги С. Есенина «Исус младенец», изданной артелью художников «Сегодня» в 1918 году. Художественная артель «Сегодня» была организована в феврале 1918 года с целью «заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей детской литературы». В состав артели входили художники «левого» толка В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Любавина, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Лапшин, литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С. Есенин, Е. Замятин. Всего артель выпустила 13 книг и прекратила свое существование в 1919 году. Издания «Сегодня» относятся исследователями одновременно и к авангарду, и к новаторским образцам новой детской книги послереволюционных лет.
На декабрьском аукционе любители поэзии смогут приобрести рукопись стихотворения С. Есенина «И небо, и земля все те же…». Стихотворение записано чернилами на последней пустой странице книги «Учебник русской истории» М. Островского 1917 года издания. Серьезным коллекционерам книг Серебряного века безусловно будет интересна вторая книга стихов Н. Гумилева «Романтические цветы» (Париж, 1908 г.). Издание, выпущенное автором тиражом всего 300 экземпляров, отсутствует в доступных каталогах известных частных собраний и коллекций. Большую коллекционную ценность представляет собой и именной экземпляр № 34 сказки «Царь Додон» А. Ремизова с рисунками Л. Бакста (Обезьянья Великая Вольная Палата, 1921 г., тираж 333 экз.), принадлежавший В. Кантору.
Отдельного внимания заслуживает чрезвычайная редкость - предлагающиеся впервые рукописи культового произведения Ю. Анненкова «Дневник моих встреч. Фрагменты черновых рукописей двух глав» (Париж, 1961-1965 гг.) о Е. Замятине и М. Зощенко.
Опубликовано 4 декабря 2017 года