ARTInvestment.RU: Таких результатов Москва не видела уже давно
8 октября в аукционном мире Москвы произошло по-настоящему знаменательное событие: открыл двери для посетителей новый аукционный дом «Литфонд». Его первые торги, под названием «Писатели и библиофилы: наследие великой русской литературы», проходили в знаковом для всех любителей книги месте — в Пестром зале Клуба Центрального дома Литераторов.
Прекрасные интерьеры вместительного зала, приподнятая атмосфера и напряженное нетерпение собравшихся к началу торгов более шести десятков человек (все самые сливки московского (и не только) библиофильского общества) и конечно сильнейшая подборка каталога — все располагало к празднику. Более того, для поддержания праздничной атмосферы организаторы торгов в пару к московской аукционистке Елене Горской пригласили известного теле- и радиоведущего Владимира Березина, который в своей неповторимой манере рассказывал интересные подробности практически о каждом из выставлявшихся на торги 330 лотов.
Ну что же, по прошествии некоторого времени, мы можем смело сказать, что праздник удался и первый аукцион дома «Литфонд» надолго запомнится и организаторам, и участникам торгов.
Таких результатов Москва не видела уже давно. Без малого за пять часов торгов с молотка ушло 225 из 330 лотов каталога (несколько лотов были сняты до начала торгов) на общую сумму более 42 миллионов рублей (!) — 114,13 % от среднего эстимейта всех лотов. Это лучший результат для букинистического аукциона последних двух лет.
Удивительную активность проявил зал, забравший почти половину проданного (108 лотов), торговавшийся много, азартно и удивительно упорно. 67 раз победил интернет, 39 — телефон, и только 11 раз сыграла заочная ставка.
Поразительно, но в этот раз боролись не только (и не столько) за более доступные лоты, со стартом в пределах 100 000 рублей, но и за топ-лоты аукциона, коих было немало. В аукционную подборку вошли настоящие библиофильские редкости XVI — XIX веков — например, коронационный альбом Императрицы Елизаветы Петровны (СПб, 1744, лот 1), первые и редкие прижизненные издания А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других классиков русской литературы, а также интереснейшая подборка автографов, писем и фотографий многих видных деятелей искусства, истории и культуры XVIII —XX веков. Поэтому совсем не удивительно, что итоговые цены на некоторые лоты взлетали в десятки, а то и больше раз относительно цифр старта.
И еще одно обстоятельство безусловно повлияло на столь высокий результат — провенанс: работы, вошедшие в каталог, происходили из известных и безукоризненных по чистоте собраний. Так, «ахматовские» лоты выставлялись из собрания семьи Ардовых-Ольшевских, с которой поэтессу связывали годы близких отношений; ряд лотов выставлялся из собрания журнала «Наше наследие», из коллекций известных библиофилов и букинистов и пр.
Самым дорогим приобретением вечера стало второе, «исправленное и умноженное» издание поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», выпущенное типографией Департамента Народного Просвещения в Санкт-Петербурге в 1828 году, еще при жизни автора (лот 24). Редкая книга, в полукожаном переплете эпохи, в хорошем состоянии вызвала интерес сразу нескольких онлайн-игроков и участника на телефоне. Торг начался с внушительной цифры в 2 800 000 рублей, и в итоге напряженного розыгрыша лот ушел победителю на телефоне за 4 000 000 рублей.
Русской классической литературе, на этот раз второму изданию «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, выпущенному типографией Ильи Глазунова и Ко в 1841 году (лот 47), принадлежит и второй результат вечера. Чистый, безупречный экземпляр во владельческом картонном переплете эпохи, начав с в 800 000 рублей, ушел в зал в четыре с лишним раза дороже: за 3 400 000 рублей.
Цены молотка в 2 400 000 рублей достигли 8 октября сразу два лота. Это конволют редких литографированных изданий из библиотеки П. А. Ефремова (лот 71), стартовавший сразу с 1 200 000 рублей, и рисунок Иосифа Бродского с автопортретом поэта и изображениями членов семьи Ардовых-Ольшевских из собрания протоиерея Михаила Ардова (лот 298). Рисунок этот — одна из удивительных покупок первого аукциона «Литфонда»: торг за него начался с 50 000 рублей, но в итоге цена превысила старт почти в 50 раз (!).
Настоящим клондайком для всех любителей и коллекционеров букинистики в каталоге стали 80 лотов в разделе автографов — собственноручные записки, надписи, подписи деятелей истории и культуры, стихи, написанные рукой их гениальных авторов, — от автографов Екатерины Великой и графа В. П. Мусина-Пушкина на указе о назначении «...Епифана Воропанова, который нам капитаном служил, для его оказанной к службе нашей ревности и прилежности в наши секунд-майоры...» (лот 5), стартовавшем с 20 000 рублей и ушедшем виртуальному участнику за 75 000 рублей, до ранее неизвестного чернового рукописного варианта песни «Палач», написанного рукой Владимира Высоцкого в 1975 году (лот 307) и купленного участником в зале за 950 000 рублей при стартовой цене 90 000 рублей.
В общей сложности 68 проданных (85 %) из 80 выставленных на торги автографов принесли в копилку организаторов более 13,5 миллиона рублей — 31,9 % всей выручки аукциона. Пожалуй, это один из самых успешных тематических стрингов за всю историю наших наблюдений! Более того, именно за автографы произошли самые захватывающие баталии вечера, в которых были достигнуты 4 из 10 самых высоких результатов аукциона.
Самым дорогим автографом стал рисунок Иосифа Бродского (лот 298), о котором говорилось выше. На втором месте с ценой молотка в 2 200 000 рублей оказался личный дневник Венечки Ерофеева за 1986 год, содержащий 130 страниц уникальных собственноручных записей, в том числе философские обобщения, оценки важных политических событий, людей, в частности писателей, отношение к религии и пр. (лот 318).
В разделе автографов был выставлен и еще один удивительный лот — книга «Бег Времени» (1965) с дарственной надписью А. А. Ахматовой на авантитуле, сделанной за 4 дня до ее смерти и адресованной супруге писателя Виктора Ардова Нине Ольшанской: «Моей Нине, которая все обо мне знает с любовью Ахматова. 1 марта 1966. Москва» (лот 297). Торги за книгу начались с 60 000 рублей, в схватке зала и интернета цена достигла невероятных 1 200 000 рублей, за которые книга и ушла онлайн-участнику.
Удивительно, но, несмотря на то, что 8 октября был день рождения М. И. Цветаевой, особого энтузиазма лоты, связанные с ее именем, не вызвали. А вот автографы и книги Ахматовой пользовались поразительной популярностью. Так, ровно в 20 раз выше старта, за 100 000 рублей была продана по телефону фотография Анны Ахматовой 1965 года с молодым Михаилом Ардовым в знаменитой квартире на Ордынке (лот 299). За 220 000 рублей (при стартовых 30 000 рублей) досталась интернет-участнику знаменитая фотография Ахматовой 1924 года с автографом поэтессы (лот 239).
И еще про автографы. Через несколько дней после окончания аукциона стало известно, что руководство аукционного дома «Литфонд» выкупило на аукционе 8 октября один из топ-лотов — визитную карточку Александра Блока за 700 тысяч рублей (стартовая цена составляла всего 30 тысяч) для последующей передачи её в дар «Музею-заповеднику А. Блока» в Шахматово.
В заключение хотелось бы поздравить «Литфонд» с первой удачей и пожелать всяческих успехов и на следующих торгах.
Надеемся, что следующий аукцион не уступит прошедшему в результативности, но пройдет в более быстром, годами отработанном и привычном для завсегдатаев аукционов темпе. Пять часов на 300 с небольшим лотов для букинистического аукциона, проходящего посреди рабочей недели, после рабочего дня, по соседству с рестораном, из которого доносятся запахи еды, и под выразительное чтение меню коронационных обедов императоров Александра III и Николая II — это слегка экстремальное мероприятие.
Мария Кузнецова, AI
Опубликовано 20 октября 2015 года