Редчайшие рисунки Кулибина в Литфонде
19 июля Аукционный дом «Литфонд» представит два уникальных рисунка гениального изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина, происходящие из знаменитого парижского собрания А. Попова.
- Кулибин Иван Петрович (1735–1818) Чертеж возвратного механизма (деталь пружины часового механизма). 1790-е.
Бумага тряпичная, чернила, акварель, 23,7×22,1 см.
По центру сверху вниз и слева внизу написан сопроводительный текст к чертежу, рукой И.П. Кулибина: «В согнутии волоса равно/ цыркульных винтовы/х рядов — 6 ½ ровно/ что представлен/ на настоящем/ чертеже»; «Переведено с пропор/ции арнолдова а увели/чено в 8 дияметров»; «Частицы пружинные / вывести толщиною/ стальные 4а медные 7/ долей спаять вместе»; «Размеревать на 4 части/ от центру колеса до склад/ки сих 2 пружинных частиц/ а к ним пробивать 5-ю»; «По всякои препорции цыркулной/ обыд выводить середкою ширины/ от центру 3 доли а складку пру/жин на 4-и доле».
Акварелью серым обозначена сталь, зеленым — медь. - Кулибин Иван Петрович (1735–1818) Чертеж сложной пружины часового механизма. 1790-е.
Бумага, чернила, акварель, 31,6×30,7 см.
По центру сверху вниз и слева внизу сопроводительный авторский текст к чертежу: «в 10 раз больше дияметром» «№ 47»«.
Акварелью серым обозначена сталь, зеленым — медь.
Происхождение: собрание Александра Попова, Париж.
Александр Александрович Попов (1880–1964) — коллекционер, антиквар. Член русского художественного сообщества в Париже. Кадровый русский офицер, эмигрировал в 1919 году в Париж, где в 1920 году открыл антикварный магазин, впоследствии ставший знаменитой антикварной фирмой «Попов и Ко».
Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И.П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:
«Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:
— Вашей милости!
Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:
— Вашей чести!
Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:
— Вашей премудрости моё почтение!
Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и обратился ко всему собранию:
— Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!».
Выдающийся русский изобретатель и механик-самоучка. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. Особенно много внимания Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1764–1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками. Эти часы он преподнес императрице Екатерине, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов. К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход 1804), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. В 1773–1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера. Кулибин стал продолжателем замечательных трудов Ломоносова. Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха. В доме изобретателя не было ни копейки. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Он жил и умер нищим.
Опубликовано 5 июля 2018 года