Любовь народа к искусству для народа
Это было предложение Татьяны Чернышковой в 1991 году. Она создавала журнал «Модель» и предложила нам сделать для него серию оригинальных работ. Мы занимались тогда метро и задумали сделать съемки модели в нем. Редактора загорелись и просили фотографировать модель обнажённой на людях, чтобы шокировать. Это было не в нашем ключе — крайние формы. Но идея обнаженной осталась, и мы предложили снимать ночью. Начали поиск модели. Много пересмотрели моделей, тогда это было в новинку, но никого не нашли подходящего. И вдруг звонок: «Я Велена из Рима, я о вас слышала, я знаю, что вы ищете модель, хочу показаться». Приехала высокая красавица, журналы привезла всякие, где она напечатана — «Vogue», «Donna» и т. д. Она была одной из первых русских моделей, успешно работающих на Западе. Наши работы ей очень понравились, и она сказала, что готова сама заплатить журналу, чтобы у нас сниматься.
«...Хочу у вас сниматься, чтобы попасть в искусство, сказала Велена. Все эти модные журналы люди через месяц выкидывают, а ваши работы останутся».
Первая работа, которую у нас купил музей Art Institute of Chicago в 1994 году, была с ее изображением. Ну, это была судьба!
Велена оказалась очень талантливой, профессиональной моделью, не задававшей вопросов: «А что мне делать?» Так обычно вяло спрашивали все просмотренные нами модели в гордой позе.
И вот мы в метро в час ночи. Нас проводит начальник станции «Площадь Революции». Подключаем свет, настраиваемся.
Мы начали снимать. Для первых съемок заказали платье 1910-х годов, времен «матроса», чтобы его не пугать. Потом меняли одежду несколько раз.
В конце, часа в 4 утра, мы начали готовить последнюю съемку, обнаженную. Велена разделась, пошла к студенту по платформе и стала пробовать сесть ему на колени. Вдруг со стороны «Бауманской» появился дорожный рабочий в спецовке и с ящиком инструментов, явно подвыпивший. Он на нас посмотрел, как на призраков, которых он видит, но понимает, что этого не может быть. Валера говорит организатору: «Нужно Велену предупредить». Коля: «Да не надо, он ее и не заметит». Ну, нет так нет. Начали разговаривать между собой и вдруг услышали мужской крик типа «А-а-а-а» с неопределенными артиклями. И увидели только, как что-то мелькнуло с платформы на рельсы. Мы оторопели, Валера побежал спасать Велену. Подбежал и увидел сидящую, голую, улыбающуюся Велену на руках у «студента». Для нее это не было неожиданностью, но для пьяного обходчика это было что-то из призраков или видений.
Дальше всё проходило благополучно. Мы закончили перформанс и счастливые вышли на улицу в 5 часов утра.
По книге Валеры и Наташи Черкашиных «Ночь с пионервожатой: Акции. Хеппенинги. Арт-перформансы. Идеи. 1962–2015». М.: Издательство «Музей Метрополитен Черкашиных», 2018. С. 86–87.
Подробнее о творчестве Валеры и Наташи Черкашиных можно узнать здесь: www.cherkashinart.com
Работа Черкашиных «Поцелуй с историей» будет представлена на аукционе № 130.
Опубликовано 23 ноября 2018 года