Кандинский с 10 оригинальными ксилографиями
[«Евангелие» искусства ХХ века] Кандинский, В.В. О духовном в искусстве, особенно в живописи. С 8 таблицами и 10 оригинальными ксилографиями / худ. В. Кандинский. [Kandinsky, V. Uеber das Geistige in der Kunst. Insbesondere in der Malerei. На нем. яз]. 3-е изд. Мюнхен: R. Piper & Co, 1912. [10], 125, [5] с., 6 л. ил., 3 л. табл.: ил. 23,5×18 см. В издательском картонажном переплете. Потертости переплета. Корешок и форзацы поновлены. Блок чистый. Хорошая сохранность экземпляра.
Книга содержит введение, восемь глав и заключительное слово. В качестве иллюстраций в ней помещены шесть репродукций и три таблицы. Обложка и начало каждой главы оформлены черно-белыми заставками, выполненными в технике гравюры на дереве и созданными художником специально для немецкого издания. В открытой продаже книга встречается весьма редко.
Программное сочинение Василия Кандинского (1866-1944), с которого наметился его переход от фигуративной живописи к абстрактной. Впервые опубликовано в Мюнхене в 1911 году. Ввиду новаторства книга переиздавалась несколько раз на разных языках. Успех книги был огромный, ее считали «евангелием искусства ХХ века».
Русская общественность познакомилась с основными положениями книги Кандинского в докладе Н.И. Кульбина, прочитанном им на заседании Всероссийского съезда художников в Петербурге (29–31 декабря 1911) и опубликованном в апреле 1914 в «Трудах съезда». В 1914 вышел английский перевод книги, подготовленный Майклом-Эрнестом Сэдлером. В том же году в московском издательстве «Искусство» Г.А. Ангерт и Е.Д. Шор готовили книгу Кандинского к печати, дополнив ее новыми переводами из второго мюнхенского издания. К русскому варианту книги Кандинский планировал присоединить в виде приложения свою теоретическую статью «К вопросу о форме», ранее опубликованную в альманахе «Синий всадник». Но из-за начавшейся Первой мировой войны работа над изданием была прекращена. Последующая попытка Кандинского выпустить книгу в России (предположительно в издательстве З.И. Гржебина) в послереволюционные годы (1919–1921) также оказалась безрезультатной.
Опубликовано 30 марта 2019 года