«обрезание и непитие вина невозлюбилися ему…»

 

[«Понеже в Россианех все веселие и приятельство в попитии бывает...»] Иннокентий (Гизель). [Синопсис] или Краткое собрание от различных летописцев, о начале славяноросийскаго народа, и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева о житии святаго благовернаго великаго князя киевскаго и всея России первейшаго самодержца Владимира и о наследниках благочестивыя державы его Росийския, даже до пресветлаго и благочтиваго государя нашего царя, и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца. [4-е изд. ?] Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, [не ранее 1681]. 2-222 с., грав. 18,5×14,5 см. В цельнокожаном переплете XVIII в. Переплет реставрирован. Утрачена половина первого листа (наращена), утрачен последний лист (с. 223-224) и титульный лист. Фрагментарные загрязнения страниц, встречаются потеки. Страницы в линейных рамках.

Вкладная запись на боковых полях с. 3-31: «(...) глаголемая синопсис церкви Николая Чудотворца что (...) священника Василия Сергиева 1763 года августа 23 [дня]».

Имеется три одинаковых по составу киевских издания «Синопсиса», датированных 1680 г. Последовательность изданий была определена С.И. Масловым на основании изучения их текста, филиграней, изношенности досок орнамента. Издание относится к группе В. Отличительные признаки издания: в тетради «А» нет ошибок в нумерации страниц; исправлены опечатки 3-го издания. Имеются расхождения в тексте, свидетельствующие о редакторской работе, так в статье «О приходе... войск запорожских к Киеву» названы имена гадячского, полтавского и миргородского полковников (с. 217–218) (Маслов, 1928, с. 10–11).

«Синопсис» охватывал значительный период истории России. Центральное место заняли рассказ о древнем происхождении славянского народа, рассмотрение деятельности крестителя Руси князя Владимира, описание Куликовской битвы по «Сказанию о Мамаевом побоище» и повествование о войне с турками 1677–1679 гг., что было весьма актуально в момент выхода книги.

«Начаша к нему [Владимиру] приходити Посланники из различных царств и княжений, всяк хвалящи свою веру. В начале приидоша Махометаны: их же Владимир вопроси о вере, а они отвещаша: веруем Богу, а Махомет нам изволяет жен имети елико кто хощет, и всякие сласти употребляти, точию обрезоватися, свиного мяса не исти, и Вина не пити, и прочия неблагообразия прелагаху, иже и писати нелепо. Владимир же женолюбив был, прилежнее о женах послушаше, но обрезание, и непитие вина, невозлюбилися ему, и рече к ним: не можем мы пребывати без вина, понеже в Россианех все веселие и приятельство в попитии бывает».

Библиография: Строев, 1829 № 162; Строев, 1836 № 210, Ундольский, 1878 № 951, Свенцицкий, 1908 № 587, Миловидов 1908.1 № 74; Атанасов, 1978, с. 68, № 2; Гусева, 1981 № 145; Запаско, Ісаєвич, 1981 № 583.

Продажи: Аукцион «Литфонд» № 9 — 2 800 000 руб.

Эстимейт: 25 000 — 26 000 руб.

4 апреля 2019 года

Ближайшие аукционы: