«Рыцарь» в исполнении абхазского князя
Шервашидзе Александр Константинович (1867—1968) «Рыцарь». Эскиз театрального костюма. 1910-е.
Бумага, графитный карандаш, акварель, 35 х 23,5 см.
Без подписи. В правом нижнем углу графитным карандашом: « 5». В левом верхнем углу галловыми чернилами авторская надпись: « Рыцарь I актъ».
Экспертное заключение В.С. Силаева.
Князь, правнук правителя Абхазского княжества Келешбея Чачба, местоблюститель Княжеского престола Абхазии (1918—1968). Первый профессиональный художник среди абхазов; график, живописец, сценограф, искусствовед и художественный критик. С 1886 по 1889 годы обучался в Киевском реальном училище, где увлёкся рисованием. С 1891 по 1893 годы был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества (класс В. Д. Поленова). С 1885 года учился в Париже. В начале XX века (1907—1918) он был одним из самых известных сценографов Петербургских императорских театров — Мариинского и Александринского. В ноябре 1909 года был секундантом М. А. Волошина на его дуэли с Н. С. Гумилёвым. С 1918 по 1919 годы жил в Сухуме, где по его инициативе была открыта детская художественная школа, где он вел уроки рисования, а при Сухумском артистическом обществе были созданы театральные курсы для местной молодежи. Некоторое время жил в Крыму, в Коктебеле, у своего друга, поэта и художника Максимилиана Волошина. Здесь он получает приглашение от С. П. Дягилева работать сценографом в «Русском балете», который в то время находился в Лондоне. Отныне его судьба связана с «Русским балетом» где он проработал с 1920 по 1948 годы. Работы хранятся в Государственной Национальной Картинной Галерее Абхазии, Государственном Русском музее, Театральном музее, Театральной библиотеке (Санкт-Петербург), Театральном музее им. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях России и во многих странах мира.
Опубликовано 10 июня 2017 года