Уважаемые дамы и господа, поздравляем вас с наступающими праздниками!
Пожалуйста, ознакомьтесь с графиком работы Аукционного дома «Литфонд» на майские праздники.

В ленинский день не почту памяти Ильича своими стихами…

[Как Демьян Бедный «гавна наелся»] Бурлящее негодованием обширное письмо Демьяна Бедного, адресованное в цех-ячейку газеты «Вятская правда» о том, как тяжела бывает корона «революционного художника». Москва, Кремль, 20 января 1930 г. 3 с. 30×23 см. Листы разорваны по сгибам. Две собственноручные подписи поэта: под письмом и под постскриптумом. Письмо Демьяна настолько всесторонне отражает его как личность, что достойно быть приведенным нами целиком:

Дорогое товарищи! Вы не можете представить, каким целительным лекарством для меня было ваше письмо от 15 января, из которого я узнал, что большинство вашей ячейки, то есть, все вы, названные выше, нашли в себе достаточно мужества, чтобы протестовать против того отношения, какое было проявлено ко мне в Вятке партверхушкой.

До получения вашего товарищеского письма я — по возвращении из Вятки — чувствовал себя так, как будто я — по грубому, но меткому народному выражению — «гавна наелся». Все время меня тошнило. Бывает такая моральная тошнота. Из-за этой тошноты я не мог сесть за письменный стол, чтобы изложить свои вятские впечатления. Равным образом не мог и взяться за другие темы. Впервые в этом году я в ленинский день не почту памяти Ильича своими стихами, так как я «не оплевался» после Вятки: во рту все время горечь.

Случай в самом деле небывалый в моей практике. Человек простой и не чваный, получив из Вятки настоятельную просьбу приехать, я бросаю все и еду за 900 верст. Приезжаю в Вятку и сразу вижу, что к вызову окружком не имеет никакого отношения. В дальнейшем определяется «отношение», но очень странное. Так, в клубе, где я выступаю, я не вижу ни единого приветливого окружкомовского лица. Но товарищеский писательский ужин окружкомцы, специально приглашенные, не приходят тоже (Пугачевский и Фишер), а предпочитают прогулку в кино. На следующий день та же история. Я не знал, что и думать. Заметьте, что такие случаи бывали у меня, когда я — в Одессу, например, приезжаю по вызову не окружкома, а Перекопской дивизии. Я еду прямо в дивизию, выступаю там. Я не могу вернуться обратно в Москву, не заявившись в окружком. А сделавши только то дело, ради которого приехал. Никаких тут формальных нарушений нет. Но никогда не бывало, чтобы местный агитпроп немедленно не попытался использовать меня до отказа: побыл в дивизии? Хорошо! Теперь походи денек-два в партийной упряжке! — И я ходил, как тому и быть полагается. Все это просто и ясно. У партруководства нет формализма, у меня нет чванства, идем друг другу навстречу. Иначе не должно быть. Тут же я делаю к вятскому окружкому 900 верст, а он 900 вершков не хочет сделать, простой записочкой не отзовется, не спросит, в какой мере меня можно взнуздать, куда послать и т.д. Начальство просто идет в кино парижские картиночки смотреть. Вы думаете, я этого не знал? Я еще кое-что знал. Уклонение от участия в нашем товарищеском ужине показывает отношение вообще к «писателишкам».

Не наше, дескать, дело! Вы там цацкайтесь со своим Демьяном, а нам на вас всех, и на Демьяна вашего в частности, в высокой степени наплевать: мы пойдем в кино! Подобное отношение к писателям показывает прежде всего убогий уровень культурности тех, кто обнаруживает такое наплевательство. Салтыков-Щедрин завещал наипаче уважать звание писателя. Но ведь старорежимные вятские высокородия и превосходительства были на сей счет другого мнения, совпадающего, как это видно, с мнением нынешних вятских высо-ком-благородий, не постеснявшихся сказать: «Мало ли к нам пролетарских писателей ездит? Что особенного в приезде Демьяна Бедного?» — Тут дело, говорю я, касается культурного уровня. Ведь я менее всего расположен чернить хороших работников. Наоборот. Я, как революционный художник, стараюсь найти лучшие черты, скажем, в вятском партийном лице. А это лицо отворачивается! Что я должен подумать?

Думать теперь нечего. Лицо себя показало заявлением в ЦК, где на шести страницах наворочено нечто такое, с чьим ароматом не могут сравниться все запахи вятского кожевенного завода. Жуть берет, что неряшливая вещь подписана не одним безоглядным человеком, а бюро окружкома и президиумом О.К.К. Опровергать невозможно. Надо просто отвернуться от этой жижи, что я и сделал. В дальнейшем люди сами себя покажут, чего они хотят. Вы хорошо знаете, как велась за мною в Вятке слежка, как перетолковывались мои слова. Но в заявлении в ЦК не только все извращено, но даже написано о том, чего вовсе не было. Например, тов. Гусак пригласила меня в библиотеку имени Герцена. Я запоздал с посещением библиотеки, так как у меня было выступление в ГПУ и на раб-факе. Окружком пишет, что я неожиданно приехал в библиотеку. Далее: я молча прошел через читальный зал, чтобы никому не мешать, а затем мирно беседовал полчаса с заведующей в ее кабинете. Кроме нее, решительно ни одного вятского лица с нами не было. Окружком пишет, что я «в присутствии публики заявил, что в Вятке и т.д.». И такого все окружкомовское сочинение. Что я должен думать о людях, способных, с целью выгородить себя, писать такие небылицы в лицах? Теперь пускай они мне, какие угодно сводки пишут о своих достижениях, разве я им поверю? Я вижу, как после моего визита в Вятку нервничает теперь «Вятская правда», каким высоким голосом она поет, из сил надрывается. Но разве я ребенок и не понимаю, что это значит? Есть, стало быть, кое-какая польза от того, что я поворчал в Вятке. Встряхнулись люди. Посмотрим, надолго ли это зарядки хватит.

Вятка сама по себе не так уж, конечно, безнадежно плоха. Моя формулировка — «пустое место на пустом месте» — была односторонним отражением не объективной действительности, а моего субъективного, настороженно-раздраженного настроения. Побывавши на нескольких собраниях, особливо на собраниях крепкокостной рабочей румяной приветливой вятской молодежи, я еще в самой Вятке будучи, до отъезда, ясно различал в Вятке больное и здоровое, и потому —то я не настаивал на моей первоначальной резкой формулировке; нельзя было бить по здоровому, осердясь на больное. Но мириться с больным я не собирался, как это заявляют окружкомцы. Больное я отмечал не в одной Вятке. Но только в Вятке за него так крепко стали.

И только вятским заправилам могло притти в голову, что найдутся люди, которые, зная меня 20 лет, скажут, что тот дурак, чваный и грубый, который изображен в вятском окружкомском заявлении, есть подлинный Демьян Бедный: вятские мудрецы его, наконец, разоблачили! Не смешно ли это? И не грустно ли?

Ваше неожиданное письмо, дорогие товарищи, сослужило хорошую службу. Оно вернуло мне снова чувство бодрости и уверенности в том, что я правильно прощупываю людей и нахожу сочувственный отклик в той простой, товарищеской среде, добрым мнением и симпатиям которой я наиболее всего дорожу.

Еще раз вас за ваш отклик сердечно благодарю! С горячим тов. приветом, Демьян Бедный.

P.S. Вы, надо полагать, уже знаете то, о чем я только сейчас узнал, а именно, что любителей кинематографических сеансов уже вызывали в Нижний Новгород в областком. Пришлось, стало быть, проехаться и услышать не совсем для себя приятные вещи. Иначе и быть, конечно, не могло. Я же решил ударить челом областкому, ставшему на мою защиту, и неожиданно препожаловать в Нижний послезавтра для выступления на собрании в память «9 января». Просто как! Потому что Нижний — не Вятка, и в Нижнем — подлинные товарищи. А не кинематогр[а]фщики. Привет!


Опубликовано 17 марта 2021 года


Дни рождения

23 апреля 1891 г.133 года назад

Козлинский Владимир Иванович

  • График, сценограф. С 1907 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, параллельно посещал частную школу живописи Е.Н. ...
23 апреля 1930 г.94 года назад

Злотников Юрий Савельевич

  • Советский и российский художник-абстракционист. Юрий Злотников считается одним из первых абстракционистов периода «оттепели». Системный подход ...
23 апреля 1944 г.80 лет назад

Нестерова Наталья Игоревна

  • Живописец, профессор. В 1962-1968 училась в МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская проф. Д.Д. Жилинского). Член Союза художников СССР, профессор Российской академии ...
23 апреля 1947 г.77 лет назад

Михаил Армалинский

  • Михаил Армалинский (настоящее имя — Михаил Израилевич Пельцман) — литератор, издатель и сетевой деятель, известный своими эротико-порнографическими ...
24 апреля 1892 г.132 года назад

Кольцова-Бычкова Александра Григорьевна

  • Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф. Окончила профессиональное рукодельное училище. В 1912–1916 годах училась ...
25 апреля 1883 г.141 год назад

Будённый Семён Михайлович

  • Советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза (1935). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968), кавалер восьми орденов Ленина, полный кавалер ...
25 апреля 1937 г.87 лет назад

Верхоланцев Михаил Михайлович

  • График, живописец, дизайнер. Правнук знаменитого коллекционера Н.В. Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть ...
25 апреля 1946 г.78 лет назад

Жириновский Владимир Вольфович

  • Советский и российский политический деятель. Основатель и председатель ЛДПР (1992–2022). Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской ...
27 апреля 1887 г.137 лет назад

Тырса Николай Александрович

  • Живописец, график. Один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. В 1905 году поступил ...
27 апреля 1935 г.89 лет назад

Горб Татьяна Владимировна

  • Живописец и график. С 1965 года участвовала в выставках. Писала портреты, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работала ...
28 апреля 1902 г.122 года назад

Порет Алиса Ивановна

  • Живописец, график, иллюстратор. Ученица К.С. Петрова-Водкина и П.Н. Филонова. В 1918-1919 годах занималась на подготовительном отделении Рисовальной школы при ...
28 апреля 1936 г.88 лет назад

Соснора Виктор Александрович

  • Советский и российский поэт, прозаик и драматург. Оригинальная и сложная поэтика текстов Сосноры наследует, в частности, романтизму и футуризму. ...
28 апреля 1937 г.87 лет назад

Плавинский Дмитрий Петрович

  • Дмитрий Петрович— советский и российский художник и график поколения нонконформистов-шестидесятников, представитель неофициального искусства. ...
30 апреля 1842 г.182 года назад

Бобров Виктор Алексеевич

  • Живописец, график, скульптор. В 1860 году поступил в ИАХ, в класс исторической живописи Т.А. Неффа, П.М. Шамшина, А.Т. Маркова, П.В. Басина и Б.П. Виллевальде. ...
30 апреля 1883 г.141 год назад

Ярослав Гашек

  • Чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, коммунист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих ...
30 апреля 1947 г.77 лет назад

Кублановский Юрий Михайлович

  • Российский поэт, эссеист, публицист, критик, искусствовед. Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ. В советское время печатался ...

    Годовщины смерти

    23 апреля 1616 г.408 лет назад

    Уильям Шекспир

    • Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным ...
    23 апреля 2007 г.17 лет назад

    Ельцин Борис Николаевич

    • Советский и российский партийный, государственный и политический деятель. Первый Президент Российской Федерации (1991–1999); в ноябре 1991 — июне 1992 ...
    24 апреля 1731 г.293 года назад

    Даниель Дефо

    • Английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. ...
    24 апреля 1852 г.172 года назад

    Жуковский Василий Андреевич

    • Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, сочинивший множество элегий, ...
    24 апреля 1962 г.62 года назад

    Мариенгоф Анатолий Борисович

    • Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист. Родился в купеческо-дворянской семье. Отец — купец второй гильдии Борис ...
    25 апреля 1873 г.151 год назад

    Толстой Фёдор Петрович

    • Граф Федор Петрович Толстой — скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). С 1804 года посещал классы Петербургской Академии ...
    25 апреля 1990 г.34 года назад

    Воробьев Борис Яковлевич

    • Скульптор, график, выдающийся мастер анималистического жанра. Один из ведущих скульпторов-анималистов Ленинградского фарфорового завода, заслуженный ...
    27 апреля 2007 г.17 лет назад

    Ростропович Мстислав Леопольдович

    • Советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), ...
    28 апреля 1920 г.104 года назад

    Тимирязев Климент Аркадьевич

    • Русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, один из первых в России пропагандистов идей Дарвина ...
    30 апреля 1938 г.86 лет назад

    Вильде Рудольф Фёдорович

    • Художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график. Во второй половине 1900-х — 1910-х годах разрабатывал проекты росписи ваз полихромными эмалями ...
    30 апреля 1992 г.32 года назад

    Григорьев Олег Евгеньевич

    • Олег Евгеньевич Григорьев — русский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба. Родился в эвакуации в Вологодской ...

      Ближайшие аукционы