Уважаемые дамы и господа, поздравляем вас с наступающими праздниками!
Пожалуйста, ознакомьтесь с графиком работы Аукционного дома «Литфонд» на майские праздники.

В Сокольниках демонстрируют ретро-пожар. На него съехались десятки уникальных автомобилей

7 марта в выставочном центре парка Сокольники оказались около 30 пожарных машин и мотоциклов, а кроме них еще помпы, ручные насосы и даже экипажи огнеборцев на конной тяге! Нет, никакого супер-возгорания в павильонах не произошло, а вся эти машины прибыли сюда в качестве экспонатов только что открывшейся очередной выставки старинных автомобилей и антиквариата.

Нынешняя уже 27-я по счету «Олдтаймер-галерея» посвящена 100-летию пожарной охраны СССР. На одном из стендов даже представлен документ, положивший начало ее существованию.

«Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем. 1. В целях ограждения народного достояния Российской Советской Федеративной Социалистической республики от пожарных бедствий и для высшего руководства, объединения, направления и развития мероприятий по борьбе с огнем, учреждается Пожарный Совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем... Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин). 17 апреля 1918 г.»

В связи с такой специализацией открывшейся выставки на ней доминирует традиционный для пожарной охраны красный цвет: в него окрашены десятки выставленных в огромном зале машин и агрегатов, стенды, ковровое покрытие... (Впрочем, как можно узнать от специалистов, сперва пожарную технику красили в белый цвет. Позднее его поменяли на серый, и лишь к началу 1920-х «фирменным» у пожарных стал красный цвет.)

Посетителям представлена ретроспектива развития технических средств для борьбы с огнем начиная от примитивных «водолейных машин» середины 19-го века, качать которые надо было вручную, до пожарной техники середины – второй половины прошлого столетия. Многие из этих машин были выпущены в России, другие, хоть и иностранного производства, но тоже вполне могли быть закуплены в свое время для нашей страны и использоваться русскими огнеборцами.

Среди экспонатов особого почтение заслуживает пожарный насос, выпущенный еще в конце позапрошлого века на московском заводе Густава Листа. Это предприятие считалось в дореволюционной России одним из крупнейших по производству противопожарного оборудования. Именно на заводе Листа был когда-то собран первый отечественный пожарный автомобиль.

Следов его теперь уж не найти, зато на выставке демонстрируется не менее уникальный экземпляр. Первая серийно выпускавшаяся советская пожарная машина – пожарный автонасос-линейка на шасси грузовика АМО-Ф15. Эти специализированные автомобили начали выпускать в 1927 году. Их собирали на ленинградском заводе «Промет» и Миусском заводе противопожарной техники в Москве. Представленный экземпляр исправно работал вплоть до 1947 года, после чего оказался в коллекции Политехнического музея.

Среди других демонстрируемых пожарных машин привлекает внимание своей внушительностью авто-лестница на шасси трехосного грузовика ЗИС-6, изготовленная в 1947 году. А рядом с ней выставлен редчайший экземпляр – пожарная цистерна на шасси ярославского грузовика ЯГ-6. Это единственный уцелевший до наших дней экземпляр данной модели. По сохранившимся документальным свидетельствам, «ярославец», изготовленный в далеком 1940 году, еще в 1970-е был задействован для работы: принимал участие в соревнованиях Добровольных пожарных дружин Подмосковья.

Неподалеку стоит еще одна пожарная автолестница – АЛГ-17. Такие спасательные автомобили на шасси грузовика ГАЗ-51 были весьма распространены в 1960-е – 1970-е гг. Именно «семнадцатому» довелось стать «кинозвездой». В знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» такая автолестница задействована в трюковой сцене: по ней герой Андрея Миронова на ходу перебирается на крышу «Жигулей».

Среди других колесных раритетов корреспондент «МК» встретил в выставочном зале и своего «крестника» – пожарную автоцистерну ПМЗ-9М. Весьма редкая по нынешним временам машина была выпущена в 1953 году на базе грузовика ЗИС-150. Данный экземпляр автору этих строк довелось лет 20 назад случайно обнаружить на поле возле крошечной, умершей уже фактически деревеньки в Ногинском районе Подмосковья, – ветеран-ЗИС вместе с еще несколькими старыми автомобилями основательно врос в землю и своим хозяевам был явно не нужен. Я позвонил своим друзьям-поисковикам, интересующимся автомобилями, поделился с ними «разведывательными данными». Энтузиасты тут же приняли меры по спасению машины, и в результате «пожарка» перекочевала в коллекцию Мосгортранса, где ее тщательно отреставрировали.

Из числа зарубежных моделей пожарной техники, демонстрируемых в залах, можно упомянуть, например, американский автомобиль Seagrave Model 6WT. Такие специализированные авто выпускала фирма «Сигрейв», известная своим оборудованием для борьбы с пожарами. На сохранившейся заводской табличке выбита дата сборки этой машины: 24 октября 1927 года. Интересная особенность «американца»: его конструкторы, понимая, что техника для ликвидации чрезвычайных ситуаций должна работать безотказно, поставили на этот «Сигрейв» двигатель, в котором для каждого цилиндра предусмотрено по две свечи зажигания – основная и дублирующая. Представленный на выставке пожарный олдтаймер был приобретен в США в 2007 году и прошел затем тщательнейшую реставрацию в мастерских Камышинского машиностроительного завода.

Оттуда же, из города Камышин, привезли на выставку и еще несколько старых пожарных машин. На капоте одной из них – American-LaFrance», собранной в 1925 году, заметна крупная надпись: «Belgium Cold Springs». Оказывается, это название добровольной пожарной команды из Нью-Йорка, которая была основана еще в 1949 году и действует до сих пор.

Но не одними лишь чудесами пожарной ретро-техники удивляет нынешняя выставка олдтаймеров в Сокольниках. Вот несколько других ее сенсационных экспонатов.

Известный авто-реставратор Вячеслав Лен предстал нынче в совсем ином качестве. «Изменив» своим любимым армейским ретро-автомобилям, лимузинам и легковушкам довоенных времен, он вдруг выставил на всеобщее обозрение конные экипажи «с родословной». В зале демонстрируется ландо короля Вильгельма IV, который правил Соединенным Королевством в 1830-1837 гг. Карета была изготовлена для Его Величества в 1835 году и предназначалась для дальних путешествий. Вплоть до начала 20-го столетия старинный экипаж хранился в дворцовых конюшнях, а потом был продан и в последующие годы находился в собственности коллекционеров. Теперь он переехал из Западной Европы в Россию. Рядом с ландо на стенде демонстрируется «игрушечный» экипаж – маленькая детская коляска, в которую запрягали пони.

К слову сказать, на выставке можно увидеть и другие мини-копии, изготовленные для детей. Умельцы одной из фирм демонстрируют, например, уменьшенный вариант «Волги» ГАЗ-21. Выглядит почти как настоящая, даже фирменная фигурка оленя на капоте имеется! Вот только длина машинки – всего около 2 метров. Двухместный (для детских габаритов) автомобильчик снабжен электрическим мотором, работающим от аккумулятора, 4-х ступенчатой коробкой передач и может разгоняться до 45 км/час.

От малого – к великому. В зале выставлен громадный вездеход-амфибия специального назначения – еще недавно совершенно секретный. Этот уникум, собранный в 1972 году называется ПЭУ-2 – поисково-эвакуационная машина второй модели и имеет заводской индекс ЗИЛ-49065. Первые ПЭУ начали создавать в СССР в 1960-е гг. – Они предназначались для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей, в случае, если приземление произойдет в труднодоступном районе. Аналогов мире эти вездеходы не имели, они строились на заводе поштучно и были засекречены, поскольку относились к разряду техники для обслуживания космических полетов.

Еще один уникальный автомобиль представлен в экспозиции. – Первая советская малолитражка НАМИ-1. Очень простой по конструкции и весьма далекий от дизайнерских изысков автомобиль спроектировали в конце 1920-х. Тогда предполагалось, что НАМИ может стать по-настоящему серийной машиной и обеспечит потребность молодой Страны Советов в автомобильной технике. Однако ожиданиям не суждено было воплотиться в жизнь. Московский завод «Спартак» из-за недостаточной укомплектованности своей необходимыми станками и оборудованием смог изготовить лишь несколько сотен НАМИ-1. До сегодняшних дней уцелели только два из них.

Продолжая тему реликвий советского автопрома, следует упомянуть еще об одной интересной машине, демонстрируемой на выставке олдтаймеров. Это легкий внедорожник «Москвич-415С». В конце 1950-х конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей спроектировали очень оригинальную по тем временам машину – джип на базе серийного «Москвича». По замыслу создателей такая машина повышенной проходимости предназначалась не только для армии, но и для гражданских нужд. Первые экспериментальные образцы были собраны в 1959 году, работа над «общедоступным джипом» продолжалась стараниями энтузиастов вплоть до начала 1970-х. Сперва эти машины комплектовались узлами от 407-го и 410-го «Москвичей», позднее было собрано несколько пробных образцов с использованием элементов от новых машин, выпускаемых заводом, – «Москвич-412». Внедорожники сделали в двух вариантах – с крытым и открытым кузовом. В общей сложности было собрано лишь менее десятка экземпляров, в серию эти джипы так и не пошли, хотя по тем временам они являлись весьма оригинальными машинами даже в сравнении с продукцией лучших американских и европейских автомобильных фирм. Однако «утереть нос» капиталистам суждено было в итоге не московским автопроизводителям, а их коллегам из Тольятти. В начале 1970-х тогдашний министр автомобильной промышленности отдал предпочтение разработке конструкторов ВАЗа, и в серию был а запущена легендарная «Нива».

Судьба «москвичовских» экспериментальных джипов оказалась печальна. Специально сохранять эти уникальные машины никто из руководителей завода не позаботился. В результате почти все опытные образцы внедорожников куда-то пропали. Волей случая сохранился лишь один из них. Этот «Москвич-415С», доработанный в 1973 году и получивший потому некоторые элементы (в частности фары, приборную панель) от серийного «Москвича-412», был выкуплен кем-то из работников завода в частную собственность. Теперь чудо-машину могут увидеть посетители выставки. Автору этих строк довелось увидеть несколько лет назад и еще один «четыреста пятнадцатый» – вернее лишь уцелевший от него кузов. Судя по внешним формам, машина явно из самых первых опытных образцов. Сейчас она находится в собрании энтузиаста – коллекционера советской автомобильной техники, но полюбоваться ею очень не просто: нужно ехать в глухомань за несколько сот километров от столицы.

фото: Александр Добровольский
Источник


Опубликовано 9 марта 2018 года


Дни рождения

20 апреля 1893 г.131 год назад

Жоан Миро

  • Каталонский художник, скульптор и график. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил ...
20 апреля 1937 г.87 лет назад

Котляров «Толстый» Владимир Соломонович

  • Художник, поэт, актер, редактор и издатель литературно-художественного альманаха «Мулета» и газеты «Вечерний звон». В 1979 году эмигрировал ...
21 апреля 1852 г.172 года назад

Булгаков Фёдор Ильич

  • Русский журналист и писатель, редактор-издатель, искусствовед, художественный критик, историк книгопечатания и древнерусской литературы. Публиковался под ...
21 апреля 1894 г.130 лет назад

Зданевич Илья Михайлович

  • Илья Михайлович Зданевич — российский и французский писатель, теоретик русского авангарда и дада, издатель, художник. Отец — поляк, преподаватель ...
22 апреля 1870 г.154 года назад

Ленин Владимир Ильич

  • Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей ...
22 апреля 1899 г.125 лет назад

Набоков Владимир Владимирович

  • Русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Восемь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сын ...
23 апреля 1891 г.133 года назад

Козлинский Владимир Иванович

  • График, сценограф. С 1907 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, параллельно посещал частную школу живописи Е.Н. ...
23 апреля 1930 г.94 года назад

Злотников Юрий Савельевич

  • Советский и российский художник-абстракционист. Юрий Злотников считается одним из первых абстракционистов периода «оттепели». Системный подход ...
23 апреля 1944 г.80 лет назад

Нестерова Наталья Игоревна

  • Живописец, профессор. В 1962-1968 училась в МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская проф. Д.Д. Жилинского). Член Союза художников СССР, профессор Российской академии ...
23 апреля 1947 г.77 лет назад

Михаил Армалинский

  • Михаил Армалинский (настоящее имя — Михаил Израилевич Пельцман) — литератор, издатель и сетевой деятель, известный своими эротико-порнографическими ...
24 апреля 1892 г.132 года назад

Кольцова-Бычкова Александра Григорьевна

  • Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф. Окончила профессиональное рукодельное училище. В 1912–1916 годах училась ...
25 апреля 1883 г.141 год назад

Будённый Семён Михайлович

  • Советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза (1935). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968), кавалер восьми орденов Ленина, полный кавалер ...
25 апреля 1937 г.87 лет назад

Верхоланцев Михаил Михайлович

  • График, живописец, дизайнер. Правнук знаменитого коллекционера Н.В. Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть ...
25 апреля 1946 г.78 лет назад

Жириновский Владимир Вольфович

  • Советский и российский политический деятель. Основатель и председатель ЛДПР (1992–2022). Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской ...
27 апреля 1887 г.137 лет назад

Тырса Николай Александрович

  • Живописец, график. Один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. В 1905 году поступил ...
27 апреля 1935 г.89 лет назад

Горб Татьяна Владимировна

  • Живописец и график. С 1965 года участвовала в выставках. Писала портреты, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работала ...

    Годовщины смерти

    20 апреля 1964 г.60 лет назад

    Герасимов Сергей Васильевич

    • Живописец, график. В 1901 году поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался у С.В. Иванова и С.В. Ноаковского ...
    21 апреля 1910 г.114 лет назад

    Марк Твен

    • Американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатиру, философскую фантастику, ...
    21 апреля 1938 г.86 лет назад

    Пильняк Борис Андреевич

    • Русский советский писатель, прозаик. Родился в Можайске, в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья ...
    21 апреля 1990 г.34 года назад

    Эрте (Тыртов) Роман Петрович

    • График, модельер, сценограф. Один из ведущих представителей ар-деко. Юность провел в Петербурге. В 1906 году занимался рисованием под руководством И. Е. ...
    22 апреля 1616 г.408 лет назад

    Мигель де Сервантес

    • Мигель де Сервантес Сааведра — испанский писатель. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа ...
    22 апреля 1917 г.107 лет назад

    Матэ Василий Васильевич

    • Художник, рисовальщик, гравёр. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств и в Академии художеств в Петербурге (у Ф. И. Иордана). ...
    22 апреля 1946 г.78 лет назад

    Сокорнов Василий Никандрович

    • Фотограф и художник, один из самых признанных мастеров фотографии на южном берегу Крыма в начале ХХ века, участник многих российских и зарубежных ...
    23 апреля 1616 г.408 лет назад

    Уильям Шекспир

    • Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным ...
    23 апреля 2007 г.17 лет назад

    Ельцин Борис Николаевич

    • Советский и российский партийный, государственный и политический деятель. Первый Президент Российской Федерации (1991–1999); в ноябре 1991 — июне 1992 ...
    24 апреля 1731 г.293 года назад

    Даниель Дефо

    • Английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. ...
    24 апреля 1852 г.172 года назад

    Жуковский Василий Андреевич

    • Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, сочинивший множество элегий, ...
    24 апреля 1962 г.62 года назад

    Мариенгоф Анатолий Борисович

    • Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист. Родился в купеческо-дворянской семье. Отец — купец второй гильдии Борис ...
    25 апреля 1873 г.151 год назад

    Толстой Фёдор Петрович

    • Граф Федор Петрович Толстой — скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). С 1804 года посещал классы Петербургской Академии ...
    25 апреля 1990 г.34 года назад

    Воробьев Борис Яковлевич

    • Скульптор, график, выдающийся мастер анималистического жанра. Один из ведущих скульпторов-анималистов Ленинградского фарфорового завода, заслуженный ...
    27 апреля 2007 г.17 лет назад

    Ростропович Мстислав Леопольдович

    • Советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), ...

      Ближайшие аукционы