Чашка с блюдцем «Деревенские портреты». СССР, ГФЗ, автор росписи А. Щекатихина-Потоцкая. 1923.

Фарфор, надглазурная роспись. Высота чашки 7,5 см. Диаметр блюдца 15 см.

Марки: на основании блюдца оливково-зеленая подглазурная монограмма ИФЗ с датой: «AIII/92», черная надглазурная «серп и молот с шестерёнкой» с указанием года: «1923 г.» ; на основании чашки зеленая подглазурная «серп и молот с шестерёнкой», дата черным: «1923г.» , и номер: «538/8».

Сохранность: в идеальном состоянии, легкие потертости росписи.

Публикации: И. Пелинский, М. Сафонова «Советский фарфор 1917–1991», Москва, 2012, с. 258.

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892–1967) — выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства первой трети ХХ столетия, также график, живописец, сценограф. В 1908–1915 годах училась в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге у Н.К. Рериха и И.Я. Билибина. В 1910 году вместе со своей школьной подругой Марией Лебедевой путешествовала по Северу России. В годы учебы занималась росписями церкви в Талашкино. С 1912 года начала работать в области театрально-декорационного искусства. В 1913 году совершила поездку по Европе: посетила Грецию, Италию, Францию. В Париже занималась в Академии Поля Рансона под руководством М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серюзье. С 1915 года принимала участие в выставках «Мира искусства». В 1918–1923 годах работала на Государственном Фарфоровом заводе в Петрограде. Наибольшую известность принес художнице агитационный фарфор. С 1923–1925 годы вместе с Билибиным путешествовала по Египту, Эфиопии, Сирии, Палестине. Создала в Египте серию фарфоровых изделий на восточные темы. В августе 1925 вместе с Билибиным и сыном поселилась в Париже. В 1926 году в галерее Дрюэ прошла ее первая персональная выставка. В 1926–1934 годах ежегодно экспонировала свои работы в Осеннем салоне в Париже, в 1931 — в салоне Тюильри. Приняла участие в последней выставке «Мира искусства» в галерее Бернхейма. В 1925 году фарфор Щекатихиной-Потоцкой выставлялся в советском отделе Международной выставки художественно-декоративного искусства в Париже и был отмечен почетной медалью. В 1936 году вместе с Билибиным и сыном вернулась в СССР, возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе под руководством Н. М. Суетина. Произведения художницы находятся во многих частных и музейных собраниях в России и за рубежом, в частности в ГРМ, Государственном Эрмитаже, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина.

Эстимейт: 1 руб.
Цена: 950 000 руб.