Кандальный бит
Гартевельд, В.Н. Песни каторги. Песни сибирских каторжан, беглых и бродяг. М.: Книгоизд. «Польза», б.г. 64 с. 14,5×9,8 см. В иллюстрированной издательской обложке. Обложка подклеена к блоку.
Книга знаменитого «русского шведа» Вильгельма Гартевельда, неудавшегося композитора, получившего известность благодаря своей любви к каторжному фольклору. Именно как о собирателе, издателе и пропагандисте каторжных песен о Гартевельде узнала Россия.
В 1905 году, будучи в Москве, Гартевельд впервые услышал две каторжные песни, которые, по его признанию, поразили его. И уже летом 1908 года он отправляется в Сибирь с целью «записать песни каторжан, бродяг и инородцев», там проживающих. В предисловии издания он сообщает читателям, что в результате этой поездки им был «исследован весь Великий Сибирский путь от Челябинска до Хайлара, а также и Тобольская губерния до реки Лойвы на севере...». При этом поразили Гартевельда не только мелодии песен и их тексты, но и звучание. Пели их и хором, и отдельными голосами, часто без всяких инструментов. К примеру, «Подкандальный марш» исполнялся хором в сопровождении гребешков и равномерных ударов кандалами. Вот как описывал исполнение этого произведения сам Гартевельд: «Игру на гребешках ввели матросы с „Потемкина“. У них во время этапа по Сибири был целый оркестр из своеобразных инструментов. Во время (исполнения) марша хор поет с закрытым ртом — получается нечто, замечательно похожее на стон: гребешки ехидно и насмешливо пищат, кандалы звенят холодным лязгом — картина, от которой мурашки бегают по коже... Трудно поверить, но один из надзирателей во время этого марша заплакал...».