[«Красивое, кокетное» издание о мертвом теле, невозможности поздравить начальство и похождениях в стеклянной банке] [Одоевский, В.] Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным. СПб., 1833. 1 л. фронт., 2, XIV, 156 с., ил. 18×10,5 см. Во владельческом коленкоровом переплете кон. XIX — нач. ХХ в. Подклеены надрывы у внутренних полей титульного листа и фронтисписа. Загрязнения страниц, «лисьи» пятна. На титульном листе напротив «Гомозейкою» орешковыми чернилами подписано «Вельтманом». Утрата листа оглавления.

Сюда вошли девять галлюциногенных «сказок»: «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Жизнь и похождения одного из здешних обывателей в стеклянной банке (...)», «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу отношенью не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником», «Просто сказка», «Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», «Та же сказка только на изворот» и проч.

«Едва я показал нос из реторты как сатаненок стиснул меня в щипцы, которыми обыкновенно ентомологи ловят мошек; потом хвать меня за уши да и сунь в претолстый латинский словарь (...). Между тем мне было совсем не до латыни; проклятый дьяволенок так меня приплюснул, что во мне все косточки затрещали. Притом вообразите себе: в словаре холодно, темно, пахнет клеем, плесенью, чернилами, юфтью, нитками режет лицо, бока ломает о типографские буквы (...)».

Заглавный лист отпечатан в несколько красок. На фронтисписе, который рисовал П. Руссель и резал на дереве Е. Рисс — бал в реторте, на которой сидит черт. Множество политипажей в тексте.

Книга предназначалась для народа, но написана мастерски — ее языком в свое время восхищался Владимир Даль. Князь Вяземский в письме к Жуковскому, по поводу выхода «Пестрых сказок» говорил: «Я еще не видел их, но издание сказывают очень красивое, кокетное...».

Беллетристические достоинства удачно соединились с изощренным мастерством типографщиков. Сам автор говорил, что хотел доказать возможность роскошных изданий в России. За печатанием тиража, по просьбе Одоевского, непосредственно наблюдал Н.В. Гоголь. К одной из сказок он набросал даже рисунок, который, однако, так и остался в черновике.

Большая редкость. Издание обладает коллекционной ценностью.

Обольянинов № 2028, Верещагин № 42, См.-Сок. № 911 — «встречается редко» , Ольхин № 4735, Лесман № 1650.

Продажи: Аукцион «Литфонд» № 1 — 350 000 руб.

Эстимейт: 190 000 – 200 000 руб.