ЗавершёнАукцион № 107, Редкие книги, рукописи, автографы и ...Подробнее
    Аукцион №107
    30 мая 2018 года

    Редкие книги, рукописи, автографы и открытки

    30 мая Аукционный дом «Литфонд» представит 430 лотов редких книг, автографов, рукописей, фотографий, исторических документов и открыток на общую сумму свыше 30 000 000 рублей. Временной диапазон представленных раритетов от XVII до второй половины XX века.

Лот 370

лот 370 из 431
Каталог аукциона
Собственноручное письмо Марины Ивановны Цветаевой, адресованное писательнице Людмиле Васильевне Веприцкой [Вепринской - на конверте]. Дат. Голицыно, 29 января 1940 г.
Эстимейт:
3 800 000 – 4 000 000 руб.
Цена:
6 750 000 руб.

Собственноручное письмо Марины Ивановны Цветаевой, адресованное писательнице Людмиле Васильевне Веприцкой [Вепринской — на конверте]. Дат. Голицыно, 29 января 1940 г. 4 с. С конвертом, прошедшем почту.

«Дорогая Людмила Васильевна,

Начну с просьбы — ибо чувствую себя любимой.

(«Сколько просьб у любимой всегда...») Но эта просьба, одновременно, упрек, и дело — конечно — в Т"агере".

Я достала у Б"ориса" П"астернака" свою книгу «После России», и Т"агер" не хотел с ней расставаться (NB! с ней — не со мной, — passions — ) Когда он уезжал, я попросила его передать ее Вам — возможно скорее — но тут начинается просьба: я мечтала, чтобы Вы ее мне перепечатали — в 4 экз"емплярах", один — себе, один — мне, один — Т"агеру", и еще запасной. — "Нужно мне отдельно писать Л"юдмиле" В"асильевне"?« — «Нет, я тотчас ей ее доставлю».

По Вашему (вчера, 28-го полученному) письму вижу, что Т"агер" не только Вам ее не отнес, а Вам даже не позвонил.

Дело же, сейчас, отнюдь не только лирическое: один человек из Гослитиздата, этими делами ведающий, настойчиво предлагает мне издать книгу стихов, — с контрактом и авансом — и дело только за стихами. Все меня торопят. Я вижу, что это — важно. Давать же борисину книгу я не хочу и не могу: во-первых, там — надпись, во-вторых — ее по рукам затреплют, а он ее любит, в-третьих — она по старой орфографии («Живет в пещере, по старой вере» — это обо мне один дальний поэт [Ходасевич — прим.], люблю эти строки...) Словом, мне до зарезу нужен ее печатный оттиск, по новой орфографии.

Конечно, я бы могла отсюда позвонить Т"агеру", но... я — и телефон, раз, я — и сам Т"агер", два. Т"агер" очень небрежно поступил со мной — потому что я — с ним — слишком брежно, и даже больше (переписала ему от руки целую поэму (Горы) и ряд стихов, и вообще нянчилась, потому что привязалась, и провожала до станции, невзирая на Люсю и ее выходки...) — я назначила ему встречу в городе, нарочно освободила вечер (единственный) — все было условлено заранее, и, в последнюю минуту — телеграмма: — К сожалению, не могу освободиться — и (без всякого привета). После этого у меня руки — связаны, и никакие бытовые нужды не заставят меня его окликнуть, хотя бы я теряла на нем — миллиарды и биллиарды.

Он до странности скоро — зазнался. Но я всегда думала, что презрение ко мне есть презрение к себе, к лучшему в себе, к лучшему себе. Мне было больно, мне уже не больно, и чтo сейчас важно — раздобыть у него книгу (его — забыть).

Тот вечер (с ним) прошел — с Б"орисом" П"астернаком", который, бросив последние строки Гамлета, пришел по первому зову — и мы ходили с ним под снегом и по снегу — до часу ночи — и все отлегло — как когда-нибудь отляжет — сама жизнь.

_______

О здесь. Здесь много новых и уже никого старого. Уехал Ной Григорьевич, рассказывавший мне такие чудные сказки. Есть один, которого я сердечно люблю — Замошкин, немолодой уже, с чудным мальчишеским и изможденным лицом. Он — родной. Но он очень занят, — и я уже обожглась на Т"агере". — Старая дура.

— Годы твои — гора,
Время твое — царей.
Дура! любить — стара,
— Друга! любовь — старей:
Чудищ старей, корней,
Каменных алтарей
Критских старей, старей
Старших богатырей...
Так я всю жизнь — отыгрывалась. Тaк получались — книжки.

_______

Ваши оба письма — дошли. Приветствую Ваше тепло, — когда в доме мороз — все вещи мертвые: вздыхают на глазах, и несвойственно живому жить среди мертвецов, грея их последним теплом — сердечным. Молодец — Вы, этой удали у меня нет.

О себе (без Т"агера« — перевожу своего «Гоготура» — ползу — скука — стараюсь оживить — на каждое четверостишие — по пять вариантов — и кому это нужно? — а иначе не могу. Мур ходит в школу, привык сразу, но возненавидел учительницу русского языка — «паршивую старушонку, которая никогда не улыбается» — и желает ей быстрой и верной смерти.

Ну, вот и все мои новости. Хозяйка едет в город — тороплюсь.

Очень прошу: когда будете брать у Т"агера" книгу — ни слова о моей обиде: много чести.

Не знаю, как с бумагой, но лучше бы каждое стихотворение на отдельном листке, чтобы легче было потом составить книгу, без лишней резни. И — умоляю — если можно — 4 экз"емпляра", п. ч. целиком перепечатываться эта книга — навряд ли будет.

Обнимаю Вас и люблю. Пишите.

МЦ«.

В официальной хронологии творчества Цветаевой стихотворение, записанное в письме, датируется 24 января 1940 г.

Цветаева и Веприцкая познакомились в Доме писателей в Голицыне в конце 1939 года, незадолго после возвращения Марины Ивановны из Франции.

Из воспоминаний Людмилы Васильевны: «Цветаева написала мне несколько писем. Я их давала прочесть лишь Але и больше никому. Я долго не знала, что Аля жива. Как-то я написала Эренбургу про письма Цветаевой ко мне и спросила про Ариадну Сергеевну. Он дал ее адрес и телефон. Но сначала встречи не получилось. Аля потом говорила, что ее просили остерегаться Веприцкой. Затем Николай Оттен сказал Ариадне Сергеевне про меня и рассказал, кто я такая. Так я встретилась с Алей. Она показала мне толстую тетрадь („Гроссбух“), где была написан черновик первого, самого большого, письма Цветаевой ко мне. Ариадна Сергеевна говорила мне при этом, что в период 1939–1941 годов ее мать никому подобных писем не писала, что это лучшее письмо тех дней. Когда Аля брала у меня письма Цветаевой, она сказала, что мать ее не одобрила бы разглашения писем, что Марина Ивановна вообще против ознакомления с письмами других лиц, что письмо написано единственно одному человеку, что этот человек только и может его читать.

Ариадна Сергеевна писала мне большие и хорошие письма. Но я их сожгла, как ранее сожгла записи воспоминаний о Марине Цветаевой, которые вела в 1940 году.

Последний раз я видела Марину Ивановну в Центральном доме литераторов, когда там составлялись списки эвакуированных. Я спустилась на первый этаж и пошла через зал к буфету. Обернулась и увидела в дверях входа Марину Ивановну и Мура. Она по близорукости меня не увидела, Мур тоже не среагировал. Я же не подошла по той же причине, что и ранее».

Письмо обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Аукцион №107
30 мая 2018 года
Аукцион завершён

Редкие книги, рукописи, автографы и открытки


30 мая Аукционный дом «Литфонд» представит 430 лотов редких книг, автографов, рукописей, фотографий, исторических документов и открыток на общую сумму свыше 30 000 000 рублей. Временной диапазон представленных раритетов от XVII до второй половины XX века.

Наиболее полно и интересно представлены редкости XX века. Здесь и многочисленные фотографии Л. Толстого, М. Горького, М. Зощенко, Б. Пильняка, С. Эфрона; автографы и письма М. Цветаевой, В. Маяковского, Вл. Ходасевича, А. Вертинского, А. Бенуа, И. Грабаря; издания, оформленные Г. Клуцисом, Эль Лисицким, А. Родченко, В. Степановой, С. Телингатером, С. Дали и др.

Среди редчайших изданий русского авангарда можно выделить херсонское издание сборника «Затычка» с участием Велимира Хлебникова, Давида, Владимира и Николая Бурлюков. Достаточно редко попадается и книга А. Крученых с рисунками О. Розановой «Утиное гнездышко ...дурных слов...»; несколько лет назад на одном из аукционов «Литфонда» экземпляр был продан за 950 000 руб.

Редчайшим является стихотворный сборник Владимира Маяковского с его автографом «Американцам для памяти», изданный в Нью-Йорке в 1925 году.

Книга отсутствует в Российской Национальной библиотеке; нет её и в знаменитых собраниях Лесмана и Розанова.

Литературным шедевром музейного уровня является собственноручное письмо Марины Ивановны Цветаевой, адресованное писательнице Людмиле Васильевне Веприцкой, датированное 29 января 1940 года. На четырех страницах с убористым почерком всё, чем жила поэтесса незадолго до трагического финала: здесь тесно переплелись и упоминания Бориса Пастернака, Евгения Тагера, Владислава Ходасевича, Ноя Лурье, и Гослитиздата, и книги «После России» и новых стихов:

Годы твои — гора,
Время твое — царей.
Дура! любить — стара,
Друга! любовь — старей...

Уникальным является письмо знаменитого премьер-министра Великобритании, «железной леди» Маргарет Тэтчер, связанное с чешскими событиями 1968 года и обсуждением санкций, направленных против СССР. Текст письма не нуждается в комментариях. Из него очевидна разница между БОЛЬШИМ политиком и политиками НОВИЧКАМИ. В частности, Тэтчер пишет: «Я боюсь, что не удастся разорвать торговые отношения, потому что мы не можем заблокировать всю российскую границу...».

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 18 по 29 мая 2018 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 30 мая в 19:00 там же (в офисе Аукционного дома «Литфонд» по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2).

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; + 7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/107; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Топ-лоты аукциона

Лот 341

Алеф бет Розенфельдера

  • Розенфельдер. Алеф бет [Еврейская азбука. На идиш]. В 2 т. Т. 1-2. Германия, 1932. Т. 1: 52 с., ил. Т. 2: 85 с., ил. 21 х 15 см. В издательских переплетах. Незначительные потертости. ...
Лот 16

Как стать гражданином и шевалье Мальты?

  • Краевский, Г. Краткое типографическое, историческое и политическое описание острова Мальты и державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 2 ч. Ч. 1-2. СПб.: При Имп. ...
Лот 69

Брюнетки злопамятнее блондинок…

  • [Коломнин, В.П.] Альбом любви и наслаждений. 15 отделов / сост. Влад. Колом. 2-е изд. М.: Тип. Ф. Иогансон, 1882. 159 с., 15 л. ил. 20 х 14 см. В современном цельнокожаном переплете с ...
Лот 401

Маргарет Тэтчер против санкций…

  • [На заметку Дональду Трампу и Терезе Мей. Железная Леди Маргарет Тэтчер против крупномасштабных санкций для СССР] Тэтчер, М. [автограф] Письмо о чешском кризисе [На ...
Лот 346

Субтропики в суперобложке…

  • [Уникальный экземпляр с сохранением издательской суперобложки] Советские субтропики. Огонек. Специальный номер / оформление Эль и Эс Лисицких. М.: ...
Лот 364

Корней Чуковский на иврите

  • Чуковский, К. Украденное солнце / худ. Лея Грюндиг. [На иврите]. Тель-Авив: Масада, [1930-е гг.]. 12 с., ил. 20,6 х 25 см. В издательской иллюстрированной обложке. В хорошем ...

    Review

    Rating