[С пометами Любови Андреевой-Дельмас] Блок, А. Стихотворения. В 3 кн. Кн. 3. 2-е изд., доп. М.: Мусагет, 1916. 98, 2, 103-108, 111-272 с. 18,5×12 см. Без обложки, блок распадается. На первый пустой лист наклеен бумажный ярлык. Загрязнения первых страниц от перелистывания, редкие лисьи пятна. Утрата с. 101-102 и 109-110.

Экземпляр с краткими карандашными пометами Андреевой-Дельмас на 9 листах, выполненных не ранее середины 1917 г. Маргиналии раскрывают некоторые детали биографии Блока, касающиеся его увлечений цыганскими певицами, содержат воспоминания о чтении им своих стихов. В частности, около стихотворения «К музе» Дельмас сделала приписку: «Читал мне 22 июня 1917 г. особенно хорошо». Эта лаконичная запись приобретает особую выразительность, если сопоставить ее с текстом стихотворения и конкретными обстоятельствами встречи, зафиксированными в дневниковой записи Блока, датированной тем же числом: «Ночью [Л.А. Дельмас]. Она пела грудным голосом знакомые песни». Кроме того, раскрыт адресат (?) двух текстов, еще в двух сделаны исправления. В первом стихотворении, посвященного ей цикла «Кармен», Дельмас подчеркнула строку, видимо, особенно для нее значимую. На с. 140, перед стихотворением «О, нет! Не расколдуешь сердца ты» — «Сказал — Вы это не поймете!». Ранее записи Дельмас не публиковались.

Любовь Александровна Андреева (1884-1969) — оперная актриса, выступавшая под фамилией матери Дельмас. Блок впервые увидел ее на одном из спектаклей Театра музыкальной драмы в конце 1913 г., где Дельмас исполняла партию Кармен в одноименной опере Бизе. Как вспоминала биограф Блока, его тетка М.А. Бекетова, поэт «был сразу охвачен стихийным обаянием ее исполнения и соответствием всего ее облика с типом обольстительной и неукротимой испанской цыганки. Этот тип был всегда ему близок. Теперь он нашел его полное воплощение в огненно-страстной игре, обаятельном облике и увлекательном пенье Дельмас. (...) В марте произошло его первое знакомство с Л.А. Дельмас в театре Музыкальной драмы. И в жизни артистка не обманула предчувствий поэта. В ней нашел он ту стихийную страстность, которая влекла его со сцены. Образ ее, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. (...) Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока (...) длилось несколько лет». Эта информация подтверждается многочисленными весенними записями самого Блока (см., например, от 30 апреля 1914 г.: «Она записывает иногда мои слова. Она вся благоухает. Она нежна, страста и чиста. Ей имени нет. Ее плечи бессмертны». Начало романа с актрисой — одного из главных в жизни Блока — ознаменовалось творческим подъемом: в течение марта 1914 г. был полностью написан известный поэтический цикл «Кармен», посвященный Дельмас. Стихи из него первоначально печатались в периодике, а в настоящем издании 1916 г., впервые были собраны в авторской книге.

В разное время Блок подарил Дельмас не менее полутора десятков книг и фотографий, в частности, примыкающий к мусагетовскому трехтомному собранию стихов свой сборник «Театр» (ныне в собрании М.В. Сеславинского), который вышел в мае 1916 г, тогда как третья книга «Стихотворений» появилась уже в июле. Весьма вероятно, что этот том — также подарок самого поэта.

Экземпляр с пометами Дельмас является важным биографическим памятником, представляет научный и культурный интерес, обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Бекетова, М.А. Воспоминания об Александре Блоке М., 1990. Гл. 11.

Блок, А.А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965. С. 225.

Блок, А.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7. М.; Л., 1960–1963. С. 268.

Литературное наследство. Т. 92: Александр Блок. Новые материалы и исследования. М., 1980–1993. Кн. 3. С. 64-67.

Эстимейт: 240 000 – 250 000 руб.
Цена: 250 000 руб.