От лубочной картинки к «Окнам РОСТА»
Лубок «Сказка о том, как жил-был Царь-Репка. В землю русскую засел крепко» / худ. А. Радаков. Пг.: Издательство «Парус», [1917]. 60,5×45,4 см. На оборотной стороне небольшая реставрация, следы сведения печати.
Весной 1915 года Максимом Горьким совместно с литераторами А.Н. Тихоновым (Серебровым) и И.П. Ладыжниковым был основан «Торговый дом А.Н. Тихонова и К°. Книгоиздательство „Парус“». Имя известного писателя не значилось в названии торгового дома из-за опасения привлечь внимание цензуры: Горький находился под особым надзором полиции.
После февральских событий М. Горький принял решение выпускать лубочные картинки. Именно лубок стал для профессиональных художников-плакатистов примером того, как с помощью укоренившихся в массовом сознании фольклорных символов и понятийных приемов, можно донести до зрителя, зачастую неграмотного, любую, в том числе и революционную идею. Для работы над лубками были привлечены Алексей Радаков и Владимир Маяковский. Лубки, изданные «Парусом», были гораздо выше по своей художественной культуре и социально острее, чем лубки, выпущенные в то время многими столичными и провинциальными издателями.
Настоящая работа А. Радакова прекрасный пример того, как всем известный сказочный сюжет можно интегрировать в революционное искусство.