ЗавершёнАукцион № 150, Шедевры и уникумыПодробнее
    Аукцион №150
    4 апреля 2019 года

    Шедевры и уникумы

    4 апреля Аукционный дом «Литфонд» проведет юбилейные 150-е торги предметами искусства и коллекционирования, в каталог которых войдут 150 шедевров русского и зарубежного полиграфического и изобразительного искусства. По оценке экспертов суммарная стоимость представленных на аукционе лотов превышает 60 000 000 рублей. Торги за все лоты уже традиционно начнутся без обозначения эстимейтов с 1 рубля. Предлагаем вашему вниманию топ-10 лотов юбилейного аукциона.

Лот 96

лот 96
Каталог аукциона
[Не «Бога», а «бога». С автографом и многочисленными правками автора] Цветаева, М.И. Разлука. Книга стихов. М.; Берлин: Книгоиздательство «Геликон», 1922.
Финальная ставка:
1 400 000 руб. €13 930 $14 880
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 19 апреля
  • Евро100.53 руб.
  • Доллар США94.09 руб.
просмотров: 3 896
База знаний Литфонда

Год: 1922 505
Автор: Цветаева Марина Ивановна 121
Издательство: Геликон 32
Город: Берлин 398 Москва 9897
Автограф 2382

Не «Бога», а «бога». С автографом и многочисленными правками автора

Цветаева, М.И. Разлука. Книга стихов. М.; Берлин: Книгоиздательство «Геликон», 1922. 38 с. 15,5×12 см. Во владельческом составном переплете. На титульном листе и последней странице погашенные печати на иврите. Реставрировано боковое поле титульного листа. На странице издательской марки автограф: «Дорогой Берте Абрамовне Шкрацкой — эту книжку: не как стихи, а как себя. МЦ Берлин. 31го нов. мая 1922 г.». Правка на с. 11: вместо «Мой некий Воин молодой / Крыло подстелет» — «Мне некий Воин молодой». Правки на с. 13: вместо «Думаешь — славы / Медноголосой» — «Думаешь — славы / Медноголосый» ; вместо «Пол восстающий / - Думаешь — топит?» — «Вал восстающий». На с. 15: вместо «Из глаз неподвижных / Слезинки не выжму» — «Слезинки не выжмешь». Правка на с. 16: вместо «Не крадущимся пришибленным зверем» — «Не крадущимся перешибленным зверем». Правка на с. 18: вместо «Я знаю, я знаю / Что прелесть земная / Что это резная / Прелестная чаша» — «Что эта резная / Прелестная чаша» . Там же: вместо «Бога» — «бога».

Вероятно, автограф адресован художнице Берте Абрамовне Лазаревой (по мужу; девичью фамилию художницы нам найти не удалось) (1889-1975), эмигрировавшей из России в Берлин в 1921 году. В Германии Берта Абрамовна жила до 1926 года, после чего переехала во Францию. Художница участвовала в выставке «Рождественский базар» в галерее La Renaissance (1934), жертвовала свои картины на выставку-продажу русских изделий (1935), участвовала в Весеннем салоне (1936), Салоне художников-декораторов (1939). В 1939 году вместе с Любовью Поповой выполнила костюмы по рисункам Пикассо к балету М. де Фалья «Треуголка» для Русского балета Монте-Карло.

Уникальным явлением в истории русской литературы является литературный Берлин двух лет (1922-1924), когда чуть ли не все русские писатели (и другие люди искусства) оказались в немецкой столице. В 1922 году в Германии был установлен своеобразный рекорд: русских книг опубликовалось больше, чем немецких. В таком «русском» котле художница и поэт могли встретиться запросто.

Стихи сборника «Разлука» написаны в Москве и обращены к мужу, о судьбе которого после поражения Добровольческой армии Цветаева не имела достоверных сведений. «Разлука» была выпущена по просьбе И. Эренбурга Абрамом Вишняком — основателем издательства «Геликон», который бесконечно восхищался творчеством Цветаевой. Позднее, уже по его инициативе, был издан сборник «Ремесло»

Когда началась Гражданская война, Сергей Эфрон стал офицером Добровольческой армии и пропал без вести. В июне 1921 года Цветаева узнала от Ильи Эренбурга, что Эфрон жив и находится в Чехии.

Марина Ивановна с дочерью Ариадной приехала в Берлин 15 мая 1922 года — тогда появилась возможность после четырех лет разлуки встретиться с мужем и соединиться с ним. Всего за неделю Цветаева оформила для себя и дочери разрешение на выезд за границу. Ехали в общей сложности четверо суток. По приезду некоторое время жили у Эренбурга. Знакомство с издателем «Геликона» Абрамом Григорьевичем Вишняком также состоялось в тот же вечер, после чего между ними завязался настоящий роман, завершившийся «романом в письмах». Впрочем, обмен письмами трудно назвать перепиской: Цветаева написала Вишняку девять писем между 17 июня и 9 июля 1922 года, а в ответ получила лишь одно письмо.

Сергей Эфрон приехал в Берлин через месяц после жены, в середине июня. Цветаева почему-то не получила от него телеграммы, и они с Алей примчались на вокзал, когда он был, по ее воспоминаниям, «безлюден и бесполезно-гулок, как собор по окончании мессы. Серёжин поезд ушёл — и ушёл давно; и духу не осталось от пассажиров и встречающих. Остывая от бега и цепенея от ужаса, мы тщетно и тщательно обследовали перроны и залы ожидания, камеру хранения и ресторан — Марина в новом синем платье, я — в новой матроске — такие нарядные! И такие несчастные, потерянные и растерянные, как только во сне бывает.... Они долго бродили по белой от солнца, палящей от зноя привокзальной площади в надежде увидеть Серёжу. Затем они услышали его голос: „Мариночка! Мариночка!“ Откуда-то с другого конца площади бежал, маша нам рукой, высокий, худой человек, и я, не зная, что это — папа, еще не узнавала его, потому что была ещё совсем маленькой, когда мы расстались, и помнила его другим, вернее, иным, и пока тот образ — моего младенческого восприятия — пытался совпасть с образом этого, движущегося к нам человека, Серёжа уже добежал до нас с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывшую перед ним руки, словно оцепеневшие».

Приезд Эфрона, судя по всему, не погасил вспыхнувшего увлечения Вишняком. Сергей узнал о романе с издателем, и, вероятно, эта история (наряду с другими причинами) также послужила причиной его скорого отъезда.

Из воспоминаний Ариадны Сергеевны следует, что серьезные и неожиданные для Цветаевой политические разногласия с мужем обнаружились с самого начала их встречи в Берлине. Эфрон, оказывается, собирался в будущем вернуться в Россию: «Обратно, Мариночка, можно, только пешком — по шпалам — всю жизнь».

Запрещенное и изъятое из обращения в СССР издание. Экземпляр обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Блюм № 489, Тамиздат № 89, Розанов № 4236, Турчинский, с. 571.

Продажи автографов Марины Цветаевой: Аукцион «Литфонд» № 74 — 5 750 000 руб. (автограф Б. Пастернаку на «Царь-девице»), № 107 — 6 750 000 руб. (письмо), № 99 — 4 100 000 руб. (стихотворение).

Аукцион №150
4 апреля 2019 года
Аукцион завершён

Шедевры и уникумы

4 апреля Аукционный дом «Литфонд» проведет юбилейные 150-е торги предметами искусства и коллекционирования, в каталог которых войдут 150 шедевров русского и зарубежного полиграфического и изобразительного искусства. По оценке экспертов суммарная стоимость представленных на аукционе лотов превышает 60 000 000 рублей. Торги за все лоты уже традиционно начнутся без обозначения эстимейтов с 1 рубля. Предлагаем вашему вниманию топ-10 лотов юбилейного аукциона.

  1. Лот 1. [Рис. Лукаса Кранаха Ст.]. Лютер, Мартин. Против римского папства, основанного дьяволом. Виттенберг, 1545.
  2. Лот 3. [Экземпляр, не учтенный в библиографии] Бурцов, В.Ф. Азбука (Букварь). М., 1637.
  3. Лот 4. [В Эрмитаже только один лист] Театр мучеников / гравюры Яна Лёйкена. Лейден: Изд. П. Ван дер Аа, 1711.
  4. Лот 11. [С экспертизой Третьяковки] Радищев, А. Письмо. К другу жительствующему в Тобольске. По долгу звания своего / с дозволения Управы Благочиния. СПб., 1790.
  5. Лот 18. [Первое собрание стихотворений и одна из самых редких книг поэта] Пушкин, А.С. Стихотворения. СПб.: В Тип. Департамента народного просвещения, 1826. XII, 192 с.
  6. Лот 30. [Полный комплект в издательском кофре]. Солнцев, Ф.Г. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. М., 1849-1853.
  7. Лот 31. Беловая рукопись Николая Алексеевича Некрасова: стихотворение «Рассказ русского мужичка». Дат. Ярославль, 11 мая 1855 г.
  8. Лот 81. [Первая книга] Маяковский, В. Я! / рис. Чекрыгина и Л.Ш.[ехтель]. М., 1913.
  9. Лот 93. [Довженко не только режиссер, но и художник] Двухчастный рекламный плакат художественного фильма «В когтях соввласти» / худ. А Довженко. [М.], 1926.
  10. Лот 106. [Письма Шмелева Деникину хранятся в Колумбийском университете. Письма Деникина Шмелеву — в Литфонде] Архив писем генерала Антона Ивановича Деникина, адресованных писателю Ивану Сергеевичу Шмелеву и его родным.

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 28 марта по 3 апреля 2019 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 4 апреля в 19:00 там же.

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/150; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 72

Кому Андрей Белый подарил Урну?

  • [Из собрания переводчицы Ольги Анненковой с автографом автора] Белый, А. Урна. Стихотворения. М.: Книгоиздательство «Гриф»; Тип. В.М. Саблина, 1909. 143 с. ...
Лот 27

Кто создал «Ревизора»?

  • [С кого Гоголь «списал» Ревизора] Квитка-Основьяненко, Г. Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе. Оригинальная комедия в пяти ...
Лот 81

Я в Литфонде

  • [Первая и литографированная книга] Маяковский, В. Я! / рис. Чекрыгина и Л.Ш.[ехтель]. М.: Изд. Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского; Лит. С.М. Мухарского, 1913. 16 л., ил. ...
Лот 3

Самый редкий букварь

  • [Книжный памятник XVII в. федерального значения] Бурцов, В.Ф. Азбука (Букварь) / печатник В. Бурцов. М., 1637. [108] л. 14,5×9 см. Цельнокожаный переплет: крышки ...
Лот 48

Книга от золотых дел мастера…

  • [С серебряными эмалевыми накладками фирмы П.А. Овчинникова] Часослов и Канонник. [Конволют из двух изданий на церковнославянском языке]. М.; СПб., 1875, 1883. 1. ...
Лот 7

Лёд и Питер…

  • [«Книга эта так редка, что остается только позавидовать тому, кто ее видел»] Крафт, Г.-В. Подлинное и обстоятельное описание построенного ...

    Ближайшие аукционы