Автографы Саши Черного, С. Городецкого, А.Н. Толстого, В. Хлебникова и др., рисунки Д. Бурлюка, Е. Ващенко, С. Городецкого
Альбом Богемы. Сезон 1909 г. — 1910 г. [Рукописный альбом Ю.Л. Слёзкина]. СПб., 1910-1911. 50 л. 22,2×15,1 см. Четыре последних листа пустые. На л. 39 наклеена тетрадка из 8 линованных листов меньшего размера. Блок не сброшюрован, с трех сторон блока золотой обрез, переплет утрачен.
Записи в альбоме, начатом 13 февраля 1910 г., выполнены, в основном, писателем Юрием Львовичем Слёзкиным (1885-1947). Именно он был инициатором создания группы «Богема». «Картонный король», присутствующий в нескольких местах данной рукописи, также дал название и первому сборнику рассказов Ю. Слёзкина (вышел в 1910 г. в оформлении Е. Ващенко). Именно в недрах «Богемы» был рожден Аркадий Фырин (коллективный псевдоним Петра Губера и Николая Шубного), под именем которого был выпущен редчайший пародийный сборник «Голова медузы». В «литературных субботниках» кружка принимали участие Д.Д. Бурлюк, Е.П. Ващенко, С.М. Городецкий, П.К. Губер, Н. Ефимов, С.А. Недолин, гр. А.Н. Толстой, В.В. Хлебников, Саша Черный, Н.Д. Шубный, Б.М. Эйхенбаум и др. М. Штруба в своем словаре «Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917» (М., 2004. С. 30) писал, что «у вдовы Слёзкина, О.К. Слёзкиной, сохранился „Альбом Богемы“ — шутливый дневник содружества, содержащий экспромты, стихотворения и рисунки участников». Без сомнения, что имелся в виду представленный на аукционе рукописный альбом.
Л. 1: Заглавный лист, с наклеенным в нижней части рисунком «Картонный король» (Тушь, перо, белила. 7×4,9 см), без подписи художника.
Л. 2-4, 5(а): «Дневник „Богемы“. По инспирации Юрия Слёзкина и при просвещенной помощи Евгения Ващенко, Николая Ефимова и Н. Кондакова — зачалась „Богема“ в первых числах ноября 1909 года. Четыре выше поименованных субъекта явились действительными членами ея и установили субботники литературного суеблудия и великопития. Дневника первых суббот не велось, а так как за внушительным излиянием память значительно отшибло у пишущего эти строки, то и рука отказывается воспроизвести все в точности. Осталось выдающееся. — По сей день пребывали в „Богеме“ следующие лица (окромя зачинателей четырех): Губер Петр Константинович, А. Рублев тож, пол-тона Аркадия Фыркина тож, Доброхотова Надежда Романовна (поэтесса), Эйхенбаум Борис Михайлович (поэт), Городецкий Сергей Митрофанович (поэт), Поперен Сергей Александрович, Недолин тож (беллетрист), Ильинская Марья Васильевна (арфистка Импер. театров), Псковитинов Евгений Константинович (художник), Кузнецов Николай Васильевич (поэт), Соловьев Виктор Константинович (человек — так себе, с сестрицей блондинкой), Два хулигана — полухудожника (сверх программы), Нина (девица, причастная к художнику). Читано было много суемудрия ...». Далее идет перечисление, кто из поэтов, что прочитал.
Л. 5 (б): «Суббота 13-ая. 13-го февраля 1910 года». Описание литературного вечера, с перечнем прочитанного и с автографами всех присутствовавших: Ю. Слёзкин, Н. Ефимов, Д.Д. Бурлюк, Б. Эйхенбаум, А. Рублев, Саша Черный и др.
Л. 6 (а): Продолжение «Субботы 13-й» и «Суббота 14-ая 20 февраля 1910», с автографом Л. Бегуна в 2 строки. Кроме описания вечера на странице помещена запись о событиях, произошедших за минувшую неделю: «Е. Ващенко окончил обложку для сборника Ю. Слёзкина и получ. — 30 р.; напечатан его рисунок в журн. „Солнце“».
Л. 6 (б) — 7: «Суббота 15-ая 27-го февраля », с перечнем событий, которые произошли за неделю с Ю. Слёзкиным и Е. Ващенко.
Л. 8: «Суббота 16-ая 6-го марта 1910». Кроме прочих на странице оставил автограф «гр. Алексей Н. Толстой». На обороте листа: «Суббота 17-ая, 13-го марта 1910».
Л. 9: Стихотворный автограф Б. Эйхенбаума (4 строки), «Суббота 18-ая 20-го марта 1910 г.». На обороте листа: автографы Б. Эйхенбаума, Н. Ефимова, Ю. Слёзкина, Е. Ващенко, А. Рублева, Е. Псковитинова, П. Губера.
Л. 10: «Суббота 19-ая 27-го марта 1910 г.». С автографами присутствовавших, в том числе Н. и Д. Бурлюков. На обороте листа: «Суббота 20-ая 3-го апреля 1910». С автографами присутствовавших.
Л. 11: Рисунок молодого человека, без подписи художника (Гуашь, 16,6×8,7 см). На обороте листа: автографы присутствовавших, в том числе и В. Хлебникова. Ниже — запись о «Экстраординарном собрании „Богемы“ в пятницу 9-го апреля».
Л. 12: Е. Ващенко. Портрет А. Рублева (Синий и красный карандаш). На обороте — записи с «экстраординарного собрания».
Л. 13: Два рисунка Давида Бурлюка (а. Тушь, перо, 9×11,3 см; б. Графитный карандаш, 8,7×6,2 см). Под рисунками подпись: «Изумительные и мастерские рисунки Д.Д. Бурлюка». На обороте — продолжение записей с «экстраординарного собрания».
Л. 14: «Суббота 21-ая 10-го апреля 1910 г.», с автографами присутствовавших.
Л. 15-16 (а): «17-го апреля литер. субботы не было по случаю страстной суб....»
Л. 16 (б) — 17 (а): «Суббота 22-ая 24 апреля 1910 года», с автографами присутствовавших и записью о «посвящении в члены Богемы Николая Васильевича Кузнецова (Алек. Тучкова)...»
Л. 17 (б): «Экстраординарное собрание Богемы в воскресенье 25-го апреля 1910 г.», с автографом Н. Шубного (6 строк).
Л. 18: Фотография «богемцев» (13,7×8,8 см) с надписью на нижнем поле страницы: «Четыре богемца после попойки у Федорова по случаю получения Ю. С-ым гонорара снялись в Café-de-Paris в моментальной фотографии. П.К. Губер (А. Рублев), Ю.Л. Слёзкин, Н. Ефимов, Н. Шубный». На обороте: записи о прошедших событиях.
Л. 19: Записи о прошедших событиях.
Л. 20: «Сезон 2-ой. 1911 год. Собогемцы: Н. Ефимов, П. губер, Н. Кондаков, Н. Кузнецов, Ю. Слёзкин, Н. Шубный, Б. Эйхенбаум». На обороте листа: рисунок Сергея Городецкого «На вечере „академии Аполлона“» (Графитный карандаш, 5×8 см).
Л. 21: «1-ая суббота 12-февраля 1911 г. Что сделано собогемцами за время закрытия „Вечеров Богемы“ с 24-го апреля 1910-го года по 12-ое февраля 1911 года? Где проведено лето...».
Л. 22 (а): Помещена фотография (20,2×12,6 см). На верхнем поле частично обрезанная дарственная надпись: «мой дорогой, мой чуткий. Саша Мориц. 3/XII 918». Снимок отклеился от листа.
Л. 22 (б) — 23 (а): Автографы «богемцев» и их гостей: Виктора Гофмана, А.Н. Толстого и др.
Л. 23 (б): «После первой субботы было еще несколько суббот, но все они как-то не вязались. Ни духу, ни веселья... Компания разбрелась, перессорилась, многие оставили литературу... Тоска, неразбериха, собратья старости... Что-то будет? А еще так недавно было столько надежд, упований и задору! Вечная память милой „Богеме“ — спи забавный „Картонный Король“».
Л. 24: Стихотворный автограф Б. Эйхенбаума (4 строки). На обороте листа: «На одной из суббот первого сезона (1910) собогемцы сообща сочинили экспромт...». Далее идет запись стихотворения.
Л. 25: «Устав Богемы».
Л. 26: Рисунок Евг. Ващенко «Жена художника» (Графитный карандаш, белила, 16,5×12,2 см). На обороте листа — продолжение «Устава Богемы».
Л. 27: Продолжение «Устава Богемы».
Л. 28: Рисунок Давида Бурлюка (Черные чернила, перо, размывка, 14,3×11,5 см); под рисунком надпись карандашом: «Изобразил Бурлюк 13-го февраля 1910 г.». На обороте листа — окончание «Устава Богемы».
Л. 29: Автограф А. Рублева — собственноручная запись стихотворения «Старый портрет», датированная 23 января 1910 г. На обороте: «Ритуал посвящения в рыцари „Богемы“».
Л. 30: Автограф Е. Ващенко — авторская запись стихотворения. На обороте: продолжение «Ритуала посвящения в рыцари „Богемы“».
Л. 31: Продолжение «Ритуала посвящения в рыцари „Богемы“».
Л. 32: Стихотворный автограф Сергея Городецкого: «Шесть рюмок выпив, я узнал / Богема, прелести твои. / Пусть будет твой расцвет, сверкал / Аркадифырствуй и пои! / Сергей Городецкий. / Пьноночие / 30 [нрзб.] / 10 г.». На обороте листа еще один экспромт Городецкого: «Седьмая и восьмая... / Я пьян, совсем уж пьян! / Богему понимая, / Валюся на диван. / С.Г.».
Л. 33: Продолжение «Ритуала посвящения в рыцари „Богемы“». На обороте листа: стихотворный автограф Саши Черного: «Нелепо надевать носки поверх ботинок, / И прежде книги — критику читать... / А после книги, кто спешит на рынок / Чужое мнение скорее покупать? / Конечно тот, кто понял не совсем, / Что дважды два — четыре, а не семь. / Саша Черный».
Л. 34: Стихотворный автограф неизвестного (4 строки). На обороте: продолжение «Ритуала посвящения в рыцари „Богемы“».
Л. 35: Рисунок Леонида Слёзкина (Гуашь, 7×11 см). На обороте: окончание «Ритуала посвящения в рыцари „Богемы“».
Л. 36-37: «Наше „credo“».
Л. 38: Рисунок княжны Е.А. Бебутовой с изображением Е. Ващенко, Ю. Слёзкина и Татьяны Гавриловны — жены Е. Ващенко. На обороте: наклеен лист с автографом А.Н. Толстого — стихотворение «Колыбельная».
Л. 39: Автограф Николая Ефимова — стихотворение «В прадедовской». Сверху на лист наклеена тетрадка из 8 линованных блокнотных листов, на которых Н. Ефимовым также записаны собственные стихи: «Ночь», «Зной», «На Неве», «Люли», «Юродивый», «Утонувший» и «В гавани».
Л. 40: Рисунок «Голова быка» (Тушь, перо, размывка, 10,7 см), без подписи художника.
Л. 41: Автограф Л. Бегуна (19 строк). На обороте листа: наклеен шарж на Ив. Рукавишникова (Тушь, перо, 7,6×4,6 см) и надпись «рисунок А. Зарницына-Красного (К.М. Антипова)».
Л. 42: Стихотворный автограф Сергея Недолина: "Коронный и единственный номер. / На заборе сидит кот, / У него болит живот. / А рядом с ним кошка... / И у ней немножко... / Сергей Недолин / 30.1.10. СПБ«.На обороте листа наклеена фотография Н. Кузнецова с подписью: «Фаллофор Богемы и поэт Николай Кузнецов».
Л. 43: Рисунок Е. Ващенко «Поэтес. Надежда Доброхотова» (Графитный карандаш, красный и синий карандаш, белила, 7,1×7,6 см). На обороте: наклеен лист с автографом А.Н. Толстого — стихотворение «Осень».
Л. 44: Автограф А.Н. Толстого — два стихотворения: «Осенние зори» и «Весенние зори». На двух блокнотных листах, наклеенных на страницу.
Л. 45: Наклеен синий лист из блокнота с записью стихотворения «Астроному Каменскому» (26 строк).
Л. 46: Рисунок «Голова медведя» (Тушь, перо,размывка, 10,7 см), без подписи художника.
Л. 47: Лист пустой.
Л. 48: Лист пустой.
Л. 49: Лист пустой, со следами клея, вероятно, от утраченной картинки.
Л. 50: Лист пустой, со следами клея, вероятно, от утраченной картинки.
Лот обладает коллекционной ценностью музейного уровня.