Рукописный сборник поэзии и сочинений в прозе, в том числе никогда не напечатанной сатиры на Царствующий дом и нецензурные стихи. Втор. пол. XIX в. 179 л. 28×20,5 см. В полукожаном переплете эпохи. На передней крышке суперэкслибрис под дворянской короной «В.Т.». Небольшие потертости переплета. Форзацы поновлены.
«Не жди, чтобы цвела страна
Где царство власти — не рассудка
Где все зависит ото сна
И от сварения желудка.
Где нет управы для людей,
Где мысль их гонит изуверство -
Но где зато для лошадей
Особое есть министерство».
В сборник вошли «Демон» Лермонтова, «Войнаровский» Рылеева, стихотворения Некрасова, басни Крылова, «анонимные» эпиграммы на Булгарина, написанные Вяземским, «Насильный брак» Евдокии Ростопчиной, «Мадонна» Майкова, «Фонарики» Мятлева, поэма-шутка «Русская история от Гостомысла графа А.К. Толстого» (подписана 1875 годом, первая публикация — 1883 год), последние известия из Варшавы «Взятие крепости Шершаввы», «Русский певец», приписываемый Герцену, отрывок из «Прерванных рассказов» его же, «Русская азбука» и «Уворот», подписанные «И.С. Барков», басня «Разговор х*я с сапогом» и проч.
Среди шедевров — пародия на знаменитое стихотворение Фета «На заре ты ее не буди»:
«На заре ты ее не буди:
На заре от ней страшно смердит,
Пот струится у ней по груди,
Между ляшек, по складкам ланит (...)».
Вероятно, сборник был начат и продолжен одним из литераторов из круга журнала «Современник», где публиковались здесь представленные поэты.
«Теперь мой х*й печальный
Уж не встает -
И как огарок сальный
Течет! течет...».
Литературный рукописный памятник эпохи. Представляет историческую и коллекционную ценность.