Войтинская, Н. Михаил Кузмин. Автолитография. 1909. 22,5×20 см (лист обрезан). В паспарту. Надрывы.

В 1909 году 22-летняя художница Надежда Войтинская получила заказ от издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского на создание восьми портретов сотрудников журнала. Все портреты этой серии сделаны с натуры. В ее мастерскую, которая находилась в квартире родителей художницы в Коломне, привезли большой литографский камень, прямо на который, разделив его на квадраты, без предварительного рисунка на бумаге, как это делают обычно, художница наносила изображения, чем приводила в восхищение позировавших ей. Корней Чуковский вспоминал: «Мой портрет она сделала очень быстро — в один сеанс, удивив меня своей смелой и молниеносной манерой». Каждый портрет создавался всего за 1 — 2 сеанса — кроме портрета Михаила Кузмина, над которым Войтинская работала около месяца. Сохранились сведения об этом в дневнике Кузмина, датированные сентябрем 1909 года. 15 сентября 1909: «Тотчас после обеда отправились: я к Войтинской, Сережа в театр. У Войт<инской>я все шалил и строил гримасы, за что она меня не кончила». 22 сентября: " С утра поехал к Войтинской. Так долго позировал, что чуть не засыпал. Обедал у них; были любезны«. Через четыре дня появляется такая запись: «Было холодно, когда я ехал к Войтинской; я не люблю рано выходить из дому. Она меня все еще не кончила, говорила, что Маковский очень меня любит и ценит и говорил ей об этом. Мамаша подтвердила». Портрет Кузмина был окончен только 29 сентября. Однако в журнале «Аполлон» за 1909 год были помещены только портреты Н. С. Гумилева, А. Н. Бенуа и М. А. Волошина. Остальные так и не увидели свет. Причиной тому стал разрыв между Войтинской и Маковским, вызванный разногласиями художественного характера.

Кузмин, М. Дневник. 1908-1915. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с. 164-174.

Эстимейт: 10 000 – 11 000 руб.
Цена: 32 000 руб.