О «новом» искусстве и издании Мандельштама
Н.И. Харджиев. Шесть писем к Л.Ф. Жегину. [1950-1960-е гг.].
1. Письмо на открытке от 17 февраля 1951 г. 10×14,5 см. Открытка прошла почту.
2. Письмо из Ленинграда в Москву. Без даты [1950-е гг.]. Без конверта. Бумага, фиолетовые чернила. 1 л. 20,5×14,3 см. «... В запасниках Русск. музея хранятся жемчужины нашего искусства. Наибольшее впечатление произвели работы Ларионова, особенно 1) „Парикмахер“, где фигуры и предметы развеществлены драгоценнейшей фактурой и вместе с тем картина поражает абсолютной реалистической выраженностью...»
3. Письмо без даты. [1950-е гг.]. Бумага, черные чернила. 1 л. 18×12,7 см. «...Что и как работаете? С натуры, по памяти, по воображению? Последний вид творчества самый драгоценный, потому что основан на внутреннем видении вещей <...>Новостей никаких нет. Мандельштам будет (?) издан в будущем году...»
4. Письмо без даты. [1950-1960-е гг.]. Бумага, синяя шариковая ручка. 1 л. 21×15,2 см. «... работаю над биографией Федотова. Он трудился как Сальери, но дышал и смеялся как Моцарт. Отравленный Сифилисом, он нашел полное самозабвение в искусстве и прожил несколько человеческих жизней в Своих произведениях. Натюрмортик Л.Ф. такой жегинский, что просто прелесть! ...» Первое издание книги Харджиева о Федотове вышло в 1954 г.
5. Письмо без даты. [1960-е гг.]. Бумага, черная шариковая ручка. 1 л. 19,5×13,5 см. «... Сейчас живопись должна быть „аскетична“, „мизерабилистична“, искусство должно быть спиритуализированным. Поэтому Чекрыгин оказывает такое сильное непосредственное воздействие и сейчас (несмотря на свой „традиционализм“ и „барокко“)...»
7. Письмо без даты. [1960-е гг.]. Бумага, синяя шариковая ручка. 1 л. 17,5×13,3 см. «... Сколько ярости вложено мною в борьбу за Мандельштама?! А результаты? Издательство „Мафусаил“ [?!] решило издать его в 1968 г., т.е. через 10 лет после того, как я закончил работу над подготовкой тома...»
Николай Иванович Харджиев (1903-1996) — историк искусства и литературы, писатель, коллекционер, авторитетнейший специалист по истории русского литературного и живописного авангарда, издавший и откомментировавший сочинения В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Гнедова, О. Мандельштама и др.; владелец уникального собрания живописи и графики русских художников ХХ века и архива, с материалами о русском авангардном искусстве и литературе, который сейчас частично находится в РГАЛИ. Большая часть живописи и графики из его собрания, вывезенного в Европу, перешло в различные зарубежные музеи и частные коллекции.
Лев Федорович Жегин (Шехтель) (1892-1969) — живописец и теоретик искусств, один из создателей группы «Маковец». В юности близко дружил с В. Маяковским, В. Чекрыгиным, Н. Гончаровой, М. Ларионовым и др.
Провенанс: из семейного архива Льва Жегина.