Список
Ремизов, А. Русалия. Алалей-и-Лейла. Пер. пол. ХХ в. 18 л. 27×21,5 см. В иллюстрированной обложке, оформленной гуашью. Обложка реставрирована. Потеки на полях первых листов.
Непосредственным литературным источником «Русалии» явилась ранняя фольклорная стилизация Ремизова — книга «К Морю-Океану», законченная в 1910 году незадолго до начала работы над балетом «Алалей и Лейла», который, по первоначальному замыслу, должен был стать ее сценическим воплощением. В совместной работе над либретто балета «Алалей и Лейла» принимали участие А.К. Лядов (композитор), В.Э. Мейерхольд (режиссер), М.М. Фокин (хореограф), А.Я. Головин (художник). Мейерхольд должен был поставить балет на сцене Мариинского театра. Художественное оформление спектакля, эскизы декораций и костюмов разрабатывались А.Я. Головиным.
В монографических исследованиях, посвященных этим деятелям культуры, указанный факт их творческой биографии либо вовсе не рассматривается, либо только упоминается. Некоторое исключение представляют лишь две книги о Лядове, но и в них о балете «Алалей и Лейла» говорится слишком мало.
Авторы предполагали создать балет, который мог бы быть в известном смысле противопоставлен спектаклям с «русским колоритом» антрепризы Дягилева в Париже.
При жизни писателя «Русалия» была издана лишь однажды — в Берлине, в 1923 году. Рукопись обладает коллекционной ценностью.