[«И стал „Последний день Помпеи“ для русской кисти первым днем»] Собрание описаний картины Карла Брюллова Последний день Помпеи. СПб.: Печатано в тип. Х. Гинце, 1833. 59, [5] c. 22×14,2 см. В обложке XIX века из «мраморной» бумаги. Потертости и трещина на корешке, загрязнение двух последних листов блока, мелкие лисьи пятна на первых страницах, в остальном блок чистый.

«Картина сия, получившая наименование: Последнего дня Помпеи, составляла лучшее украшение Миланской выставки нынешнего года и как в сем городе, так и в Риме имела столь блестящий успех, какого давно не представляли летописи художеств. Она была предметом литературных статей во многих периодических изданиях, целых отдельных описаний и даже вдохновения нескольких италианских поэтов <...>Картина сия, как слышно, в следующем году будет привезена в С. Петербург...» В ожидании этого события Комитет Общества поощрения художеств издал отдельной книжкой описания картины, опубликованные в итальянской прессе.

Эта картина открыла миру русскую живопись. Сразу после своего создания она собирала толпы восторженных поклонников по всей Европе. Осенью 1833 г. картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Поэт Е.А. Баратынский выразил всеобщий восторг словами: «И был „Последний день Помпеи“ для русской кисти первый день!» Восторженно приветствовал картину Н.В. Гоголь. А А.С. Пушкин посвятил шедевру Карла Брюллова стихи:

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон».

Издание редкое.

Эстимейт: 11 000 – 12 000 руб.
Цена: 16 000 руб.