[«Малая», «Средняя» и «Большая»] Книга Маркизы / иллюстрации Константина Сомова. 3 издания. Берлин, СПб., 1918.
1. [Малая Маркиза] Книга Маркизы. Произведения эпохи рококо / Франц Блей и Константин Сомов. [Das Lesebuch der marquise. Еin Rokokobuch von Franz Blеi und Constantin Somoff. На нем. яз.]. 4-е изд. Берлин: Hyperionverlag, [1918]. 1 л. фронт., [4], 141, [3] c., 7 л. ил. (в т.ч. 3 цв.): ил. 22,6×15,8 cм. Цельнокожаный современный переплет с сохранением издательской обложки, верхний золотой обрез. Блок чистый, хорошая сохранность.
2. [Средняя Маркиза] Книга Маркизы. Сборник стихов и прозы / К. Сомов. [Le Livre de la Marquise. Recueil de Poesie & de Prose. На фр. яз.]. СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1918. 2 л. фронт., [2], V, [3], 194, [8] с., 20 л. ил. (в т.ч. 11 цв.): цв. ил. 25,2×19,2 см. Цельнокожаный современный переплет, верхний золотой обрез. Блок чистый, хорошая сохранность. Тираж 800 экземпляров.
3. [Большая Маркиза] Книга Маркизы. Сборник стихов и прозы / К. Сомов. [Le Livre de la Marquise. Recueil de Poesie & de Prose. На фр. яз.]. Venise: Ches Cazzo et Coglioni [СПб.: Р. Голике и А. Вильборг], 1918. 2 л. фронт., [2], VI, [2], 238, 243-250, 239-241, 251-252, [8] с., 31 л. ил.: цв. ил. 25,8×19,7 см. Современный цельнокожаный переплет с сохранением издательской обложки, верхний золотой обрез, форзацы из муара. С. 239-250 перепутаны при переплете. Блок чистый, хорошая сохранность. В библиографии указан тираж издания в 50 экземпляров.
«Книга Маркизы», оформленная замечательным художником Константином Андреевичем Сомовым (1869-1939), по праву считается одной из вершин русской книжной графики. Она совершенно уникальна, потому что воссоздает полную картину эротической литературы Франции XVIII века и не имеет аналогов по своему содержанию. В нее включены произведения полусотни авторов, в том числе Вольтера, Казановы, Шенье, Парни и др. Идея создания антологии принадлежит австрийскому литературному критику Францу Блею, который составил книгу из произведений эротического содержания немецких и французских авторов, а иллюстрации заказал петербургскому художнику К.А. Сомову. «Книга маркизы» привлекла талантливого художника любовной игрой и театральностью. Однако из 30 рисунков, выполненных пером и тушью, в немецкое издание вошла лишь малая часть. Цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Но тем не менее, в Германии «Книга Маркизы» в Берлине и в Мюнхене была переиздана еще несколько раз, последнее, шестое, издание вышло в 1923 г.
В 1918 г. Сомов решил издать «Книгу Маркизы» в более полном варианте. Обновленная антология увеличилась вдвое, как со стороны содержания, так и оформления. Издание было отпечатано в одной из лучших русских типографий, компании поставщиков двора его императорского величества Р. Голике и А. Вильборг, став последним изданием этого знаменитого предприятия.
В том же 1918 году вышла «особенная» часть тиража в количестве 50 экземпляров, так называемая «Большая Маркиза», в которую были включены дополнительные иллюстрации особенно фривольного содержания и дополнительные тексты. На титульном листе значились ложные выходные сведения — так, местом издания была указана Венеция.
Исключительный интерес в «Книге Маркизы» представляют иллюстрации Сомова — фронтиспис, шмуцтитул, иллюстрации вне текста, буквицы, заставки, концовки — представляют собой эротические рисунки пером, раскрашенные впоследствии вручную акварелью, ряд иллюстраций представляет собой силуэтные рисунки. «Книга Маркизы» считается вершиной творчества Сомова.
Сеславинский, М. Книги для гурманов № 18, Библиохроника, I, № 165.
Продажи «Большой Маркизы»: «Литфонд» № 5 — 1 100 000 руб.